Атомный ледокол «Лидер» получит трансформируемый гребной винт.
Перспективные российские атомные ледоколы «Лидер»
будут оснащены не имеющими аналогов в мире гребными винтами из
графенового материала. Уникальные изделия, разработку которых ведет
Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), будут неуязвимы для
льда и смогут в зависимости от скорости ледокола принимать оптимальную
форму. Благодаря этому увеличится не только скорость «Лидера», но и
вырастут маневренность и мощность ледокола.
Комплексные,
экспериментальные и численные исследования графеновых винтов должны быть
завершены осенью 2017 года. А уже в 2018 году начнутся натурные
испытания уникальных изделий.
Графен, впервые полученный в 2004
году, считается революционным материалом XXI века. На языке физики
графен — это двумерная аллотропная форма углерода, в которой
объединенные в кристаллическую решетку атомы образуют слой толщиной в
один атом. Уникальность материала в его прочностных и электрических
свойствах. Так, лист графена площадью в один метр и толщиной в один атом
(!) выдерживает предмет массой до 4 кг. При этом изделия из уникального
материала отличаются гибкостью и способны самостоятельно «затягивать»
«дыры» в своей структуре.
— Первый адаптивный композиционный
гребной винт может быть представлен к натурным испытаниям уже в 2018
году, — заявил «Известиям» советник генерального директора КГНЦ Валерий
Половинкин. — В настоящее время в кораблестроении всё решают новые
материалы. В частности, графеновые материалы, созданные на основе
нанотехнологий. Графен обеспечивает снижение уровня вибрации лопастей и
повышение эффективности работы винтов. За счет создания новой структуры
материала лопасть будет подстраиваться под обтекающий гидродинамический
поток в зависимости от скорости.
По словам собеседника издания, в
настоящее время возможности традиционных монометаллических материалов
исчерпаны и если не перейти на композитные технологии, добиться
существенного повышения характеристик гребных винтов невозможно.
—
Это касается и архитектуры и конструкции гребных винтов, — отметил
Половинкин. — Бесконечно добавлять лопасти на винты и делать их более
саблеобразными и более тонкими, не внедряя новые материалы, бесполезно.
Согласно
размещенному Минпромторгом на сайте госзакупок контракту
№0173100009516000305 опытно-конструкторская работа по созданию
«концептуального проекта гребного винта ледокола «Лидер» под шифром
«Ледокол-движитель» должна быть завершена до конца ноября следующего
года. Согласно опубликованным документам работа обойдется государству в
82 с лишним миллиона рублей.
— Один из эффектов, который мы
обнаружили при начальных этапах проектирования ледокола, заключается в
том, что достаточно много льда идет к винтам, от чего падает крутящий
момент, и ледокол теряет мощность, — сообщил «Известиям» Александр
Рыжков, гендиректор и главный конструктор «ЦКБ «Айсберг», где создается
«Лидер». — Поэтому очень важно разработать не только специальные обводы
корпуса, но и создать новые, уникальные гребные винты. На «Лидере» будет
стоять два атомных реактора, что в сочетании с новыми винтами обеспечит
ему невиданную для ледоколов мощность.
«Лидер» — это первое судно
ледового класса, на котором будет установлен атомный реактор нового
поколения РИТМ-400. Судно сможет пройти через двухметровый лед со
скоростью 14 узлов (обычные ледоколы при той же толщине льда двигаются
не быстрее двух узлов).
— «Лидер» сможет двигаться не только по
стандартным трассам Северного морского пути, но и по высокоширотным, —
говорит Рыжков. — Он сможет преодолеть лед толщиной 4,5 м. Мощность
«Лидера» будет избыточна, чтобы в любое время года и при любом состоянии
льда пересечь Северный полюс хоть вдоль, хоть поперек.
http://iz.ru/news/645166
Рейтинг публикации:
|