Российские ученые создали "вечный" ветрогенератор для Арктики
МОСКВА, 30 июл – РИА Новости. Ученые
Южно-Уральского государственного университета — участника проекта
повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди
ведущих мировых научно-образовательных центров (Программа 5-100) —
усовершенствовали ветроэнергетические установки, которые могли бы
работать в суровых арктических условиях.
В России даже самым
эффективным ветрогенераторам тяжело конкурировать с электростанциями,
перерабатывающими углеводороды. Другое дело – северные территории
России, — где нет центральных электросетей. В части районов прибрежных
арктических зон скорость ветра превышает 5-7 м/с, что считается крайне
благоприятным условием для экономически эффективного использования
энергии ветра.
Здесь выгодно использовать малые ветроустановки, так как требуется небольшое количество электроэнергии.
Сложность
в том, при скорости ветра выше 11 м/с нужно ограничивать мощность на
ветроколесе, так как существует опасность разрыва лопастей и перегрева
электрического генератора. Задача южноуральских учёных заключалась в
том, чтобы сделать электромеханическую систему управления, которая могла
бы при необходимости подтормаживать ветроколесо, не давая установке
раскручиваться до предельных скоростей.
В зарубежной литературе можно обнаружить недавно
разработанные способы управления мощностью посредством самого
электрического генератора. Но в реальной практике использования
ветроэнергетического оборудования торможение ветроколеса генератором до
сих пор не отработано, и остаются достаточно высокие риски перегрева
обмоток электрической машины.
Обнаружилось, что на испытаниях в
Арктике (полуостров Канин) — ни одна зарубежная ветроустановка не
выдержала ветровых нагрузок. Это говорит о том, что их системы
управления работают неэффективно и предназначены только для "тепличных"
условий. В связи с этим возникла задача оборудовать агрегаты
дублирующими (аварийными) системами управления-торможения.
Электромеханический блок торможения,
интегрированный в ступицу ВЭУ-3: 1 – ступица; 2 – контактная стенка; 3 –
кулачки; 4 – корпус с направляющими; 5 – волновой редуктор; 6 – входной
вал (шестерня) редуктора; 7 – установочная шайба; 8 – гибкий трос
ручного привода; 9 – провод от генератора; 10 – электрический привод; 11
– приводная шестерня; 12 – фланец мачты
Уникальность системы,
разработанной командой учёных, заключается в том, что она расходует
очень мало электроэнергии на торможение. Автоматическая система
управления состоит из механического и электрического блоков,
программируемого микроконтроллера, а также набора датчиков для
мониторинга текущего состояния основных компонентов ветроустановки.
"Система, которую мы делаем, не имеет аналогов в мире,
— объясняет разработчик Евгений Сироткин. — В Арктике такая система
может окупиться за неделю или за месяц, – после первого ураганного
ветра. Стоимость разработанной нами электромеханической системы будет
составлять всего 2-3 процента от стоимости всей ветроустановки, а срок
её службы составит 35 лет".
Несомненно, для производства
ветроэнергетических установок нужны большие производственные мощности:
цех по отливке лопастей, цех по изготовлению генератора, цех по
изготовлению металлоконструкций. Поэтому было решено, что головным
предприятием, где будет происходить итоговая сборка ветроустановки,
станет крупное оборонное предприятие, с которым уже ведется совместная
работа. Коллектив ученых ЮУрГУ будет производить системы управления, как
штатную, так и электромеханическую, и поставлять для конвейера готовые
продукты.
https://ria.ru/science/2017... Источник: cont.ws/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 301
Рейтинг поста:
Хоспадя, какой сложный вопрос...
Наличие обгонных муфт поможет решить вопрос с перераспределением нагрузок...