Недавние заявления главы компании Tesla Илона
Маска о том, что искусственный интеллект (ИИ) является «фундаментальной
угрозой существования человеческой цивилизации», и что роботы в будущем
даже развяжут войну вызвали бурную критику среди представителей хай-тек
сообщества. При этом системы ИИ довольно динамично. развиваются в
России, где за 10 лет профинансироваго более 1,3 тыс. научных проектов в
этой сфере, в общей сложности 23 млрд рублей.
Голос со двора
Нападки на искусственный интеллект, что он, мол, угрожает цивилизации
вызывали критику. Защитники всеобщей автоматизации говорят о том, что
так называемые технологии машинного обучения и роботы являются не
врагами, а помощниками человечества и уже сейчас решают сложные задачи в
том числе в России.
Так, создатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг заявил, что в корне не согласен с опасениями Илона Маска насчет
развития искусственного интеллекта. «Я настроен оптимистично. В
ближайшие пять-десять лет искусственный интеллект значительно улучшит
нашу жизнь, а прогнозировать конец света — очень безответственно»,
заявил Цукерберг во время прямой видеотрансляции во дворе своего дома в
Калифорнии через сервис Facebook Live. По его словам, уже сейчас ИИ
помогает человечеству, в частности, благодаря подобным технологиям
большой шаг сделан в возможности диагностировать болезни и
совершенствовать медицинское обслуживание.
С таким мнением согласны и опрошенные «Экспертом» российские
специалисты. «Искусственный интеллект — не соперник и тем более не враг
человека, а его помощник, — говорит Евгений Курт,
управляющий партнер uKit Group. — Например, в сфере создания
веб-порталов он уже сейчас может взять на себя многие виды трудоемких
работ, и тем самым облегчить жизнь соответствующих специалистов. Уже
сейчас мы можем переложить рутинные задачи на «умную», умеющую обучаться
машину, которая решает их значительно быстрее».
Русские искусственно мыслят не хуже других
В России системы ИИ развиваются довольно динамично. Согласно
исследованию компании SAP, с 2007 года и по 2017 год в РФ
государственные и бизнес-структуры профинансировали более 1,3 тыс.
научных проектов, посвященных искусственному интеллекту и за этот срок в
общей сложности на них было выделено около 23 млрд рублей. Согласно
исследованию, лидерами по объёму государственного финансирования
являются проекты для госсектора, транспортной отрасли, обороны и
безопасности. В частности, самыми значимыми по вложениям со стороны
государства являются проекты по анализу данных, системы поддержки
принятия решений и распознавания изображений и видео.
«Технологии искусственного интеллекта могут в автоматическом режиме
анализировать большие массивы данных и предлагать варианты решений
поставленных задач, — говорит Борис Тимофеев, директор
по контрактной логистике Itella в России. — Например, в логистике
искусственный интеллект вполне может проанализировать базу адресов
доставки, требуемого времени прибытия и времени в пути от места отгрузки
до получателя. Далее на базе этого анализа предложить окна загрузки,
принять в расчет равномерное распределение работ во времени, предложить
окна загрузки так, чтобы груз приехал вовремя».
«Применение искусственного интеллекта – неотъемлемая часть развития логистических компаний, — соглашается Павел Богданов,
директор по операциям логистической компании «Даксер». — Наша компания
использует такие технологии на складских комплексах. Это позволяет
автоматизировать огромное количество процессов, что приводит к
оптимизации рабочих процессов и сокращению использования человеческих
ресурсов». По его словам, на некоторых складах компании все без
исключения операции выполняются роботизированными системами: от
автоматического замера, взвешивания входящих грузов и до их размещения
на стеллажах.
«Яркий пример экономии времени и, соответственно, денег —это
автоматизация так называемых зон пикинга, — продолжает Павел Богданов.
-- Вместо сбора заказа в специально отведенном месте и дальнейшей
формировки паллет, система, при выполнении заказа, сразу выдает позиции
кладовщику таким образом, что тяжелые и габаритные грузы резервируются в
начале и только потом заказываются более легкие и менее габаритные. Это
позволило на 30% сократить время подготовки заказа, освободить зону
отправки и исключить из цепочки человека, «строящего» паллеты для
финальной отправки».
Они не воображают
Успешно применяется ИИ и в других прикладных областях. «Сегодня прогресс заметен особенно в продуктовом ритейле, -- говорит Сергей Зверев, соучредитель и технических директор компании BINO CX. – Например, во
многих американских сетевых магазинах работают полностью
автоматизированные кассы. Они «понимают», что вы к ним подошли,
отслеживают, все ли товары вы оплатили и распознают, положили ли их в
пакеты. Товарные остатки на полках контролируются автоматически,
постоматы заменяют точки выдачи и возврата товара, а ценники, благодаря
дополненной реальности, предоставляют полную информацию о товаре».
Что же касается угроз человечеству со стороны роботов, то их
опасаться пока не стоит хотя бы потому что системам ИИ далеко до
полноценных способностей. «ИИ точно не будет врагом человека в обозримом
будущем, поскольку ему до интеллекта в полном смысле слова еще очень
далеко. – продолжает Сергей Зверев. -- Пока любой ИИ -- это алгоритм,
который способен использовать собранную статистику для корректировки
самого себя. Даже "самообучением” это назвать сложно.
Абстрактное мышление и воображение, которые являются необходимой
составляющей любого интеллекта, у машин пока существует только в научной
фантастике. Именно в сторону развития такого мышления ИИ и должен
развиваться. Мы с удовольствием будем применять такой полноценный ИИ в
своих продуктах, как только он будет кем-то создан».
Читайте также: «Страшный сон Илона Маска», «Эксперт» №30-33 (1039)