Фонд
перспективных исследований (ФПИ) завершил разработку новейшей системы
контроля состояния конструкции авиатехники на основе принципов работы
нервной системы живых организмов.
«Возможности
разработанной фондом встроенной системы неразрушающего контроля
авиационных конструкций позволят в реальном времени делать оценку
текущего состояния лайнера и прогнозировать оставшийся срок службы
композитных деталей самолета, что существенно повысит безопасность
полетов современной авиации», — рассказал руководитель проекта ФПИ
Дмитрий Успенский.
По его словам, система контроля разработана
по аналогии с нервной системой живых организмов: в структуру
композиционного материала будут встраиваться чувствительные
к механическим воздействиям оптические волокна, объединенные в сеть.
«Далее
информация о состоянии конструкции летательного аппарата
в онлайн-режиме будет передаваться по лазерному лучу,
распространяющемуся внутри оптического волокна, вплетенного
в конструкцию авиатехники», — пояснил Успенский.
Способность
чувствительных элементов оптических волокон улавливать незначительные
колебания конструкции самолета в воздухе и на земле повысит безопасность
полетов, так как позволит быстро обнаруживать возникающие дефекты
конструкций и оценивать их характер, заключил Успенский.
В пресс-службе
ФПИ добавили, что работа большинства существующих сейчас аналогичных
систем основана не на оптоволоконных технологиях, а на электронных
датчиках, встроенных в определенные узлы и агрегаты авиатехники.