Группа исследователей из Университетского колледжа Лондона и Манчестерского университета, работающая на острове Пасхи в Тихом океане (территория Чили), объявила о несостоятельности традиционной теории о передвижении знаменитых каменных статуй - моаи.
"Мы никогда не узнаем, как на самом деле передвигали статуи", - приводит сайт Манчестерского университета слова доктора Колина Ричардса, одного из руководителей исследовательской группы. Ученые пришли к выводу, что пасхальские дороги были не транспортными артериями для перемещения статуй, а церемониальными аллеями.
Древние пасхальцы вытесывали многотонные моаи из спрессованного вулканического пепла в каменоломнях вулкана Рано-Рараку в центральной части острова, а затем каким-то образом перемещали их на несколько километров, к океанскому побережью.
Согласно пасхальским легендам, статуи сами шли на свои места. Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, в 1950-е годы организовавший археологическую экспедицию на остров Пасхи, предположил, что статуи перемещали волоком.
Хотя Хейердал сумел экспериментально доказать, что такое возможно, его теория удовлетворила не всех. В 1986 году чех Павел Павел предположил, что статуи кантовали в вертикальном положении. Эксперимент, проведенный Павлом совместно с Хейердалом, подтвердил, что такой способ удобнее, быстрее и требует гораздо меньше усилий.
Каменоломни Рано-Рараку соединяются с побережьем дорогами, отмечает Lenta.ru. Вдоль них лежит множество статуй, которые, как предположил Хейердал, древние островитяне по разным причинам не смогли доставить к месту установки и бросили на полпути.
Группа Колина Ричардса, проведя геофизические исследования этих дорог, убедилась, что каждая лежащая на обочине статуя соответствует плите-постаменту, большинство из которых с течением времени ушли в землю. Хейердал обнаружил некоторые из этих плит, но не придал этому значения.
Ричардс и его коллеги также обратили внимание на то, что чем ближе дорога подходит к вулкану Рано-Рараку, тем больше попадается таких плит и статуй. Они пришли к выводу, что лежащие статуи не были брошены на полпути к месту установки, а стояли вдоль дорог, плиты же служили им пьедесталами. Затем моаи упали, потеряв устойчивость из-за длительной эрозии.
По утверждению Ричардса, стоящие вдоль дорог моаи, олицетворяющие обожествленных предков, как бы стерегли путь к жерлу Рано-Рараку - входу в иной мир. Источник: inauka.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Исландцам надо бы тоже вокруг Эйяфьтлайкудля и Катлу понаставить таких же истуканов.Глядишь жерла и закроются...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Ну, Тур Хейердал все равно молодец, очень уважаю этого смелого путешественника и ученого, жаль что не так давно ушел от нас...
А вот новая гипотеза тоже хороша. Ну, почему обязательно церемонии, религиозные обряды и т.п., ну, почему обязательно считать прошлые цивилизации и поколения дурнее и примитивнее нас, откуда такая мода? Ну, что не могли люди просто пытаться оставить след о себе, вот мы ставим памятник и что обязательно он религиозной направленности?