Сегодня стало известно, что на башнях Кремля восстановят иконы, замурованные в советские времена и долгие годы считавшиеся утраченными. Образ Спасителя со Спасской башни и Николая Чудотворца с Никольской пропали в 30-х годах, однако никаких документальных подтверждений об уничтожении не осталось.
И вот недавно обнаружилось, что изображения на месте. Правда, под толстым слоем штукатурки, который к концу нынешнего лета реставраторы обещают аккуратно снять.
Подробности — у корреспондента НТВ Антона Вольского.
Обе иконы считались утраченными бесследно, а нашлись на главных башнях страны. Казалось бы, что нового можно узнать о самой растиражированной московской достопримечательности — Кремле?
Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Самый неизученный, самый неисследованный памятник в Москве — это Кремль».
Иконы, предположительно написанные в XIV-XV веках, венчали ворота двух кремлевских башен: Спасской и Никольской. Последний раз образы видели в 34-м, после чего они как в воду канули. Остались только белые прямоугольники-оклады, которые с тех пор каждый год бережно подкрашивали. Никому почему-то и в голову не приходило поискать под штукатуркой.
Сергей Филатов, директор реставрационно-художественного управления: «Под слоем штукатурки, которую мы все всегда видели, находится металлическая решетка и металлическая сетка. Они отстоят, собственно, от красочного слоя живописи примерно на 10 сантиметров, то есть там имеется воздушная прослойка».
Пока иконы рассмотреть целиком не удалось, но предположительно — это то, что искали. Икона Спаса Нерукотворного на Спасской башне и Николая-чудотворца на Никольской.
Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Названия Спасская башня и Никольская башня происходят не от того, что там находились иконы. Спасская башня называлась так потому, что от нее вела дорога к храму Спаса Смоленского, который находился ниже собора Василия Блаженного. А Никольская башня была началом пути к храму Николы Старого, который стоял на Никольской улице».
Археологическая находка на Красной площади тянет за собой непростой политический вопрос. Ведь если иконы откроют, то они окажутся под символом богоборчества — рубиновыми звездами.
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД», председатель попечительского совета фонда «Андрей Первозванный»: «А когда вы видели последний раз башни? Но тогда вы там точно не заметили пятиконечных звезд».
Мы проверили — звезды на месте: как на Спасской, так и на Никольской башнях. Это видно и на кадрах, снятых сегодня днем. Быть может, их судьба уже решена, но еще не объявлена? Но тогда это новость не менее важная, чем находка икон.
Впрочем, одними звездами вопрос не исчерпывается. Если иконы откроют, то прямо между ними окажутся незахороненные останки Ленина, а в стене, соединяющей эти две башни, — колумбарий с прахом советских вождей. И то, что еще недавно казалось несовместимым — церковные святыни и коммунистические идеалы, — окажется объединено единым архитектурным ансамблем.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Древние надвратные иконы, которые, по всей вероятности, были замурованы в годы Советской власти и долгое время считались утраченными, обнаружены на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля.
Об этом сообщил во вторник, 11 мая, на пресс-конференции в Москве глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин - председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного.
Именно этому фонду принадлежит инициатива восстановления уникальных образов. В инициативную группу вошли также руководители ФСО России, комендант Московского Кремля Сергей Хлебников, управляющий делами Президента России Владимир Кожин, руководители Росохранкультуры, гендиректор музеев Московского Кремля Елена Гагарина и еще ряд экспертов.
В конце апреля специалисты-реставраторы сделали зондажи в киотах (специальных углублениях) Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади.
Список (копия) иконы Николая Чудотворца. ХY век.
Именно так выглядел образ над Никольскими воротами.
При пробной фрагментарной расчистке штукатурного слоя и были обнаружены древние списки икон, причем, как замечают специалисты, "в удовлетворительной сохранности". Слой штукатурки и монтажной сетки находится в 40 мм. от поверхности фресок, между ними – воздушная прослойка.
Судя по историческим материалам, на Спасской башне располагается икона Спасителя с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. А на Никольской башне предположительно сохранилась фреска, относящаяся к концу ХV - началу ХV века.
Гендиректор музеев Московского Кремля Елена Гагарина на пресс-конференции отметила, что иконы, находящиеся на открытом воздухе "постоянно оновлялись", поэтому пока невозможно сказать, сохранился ли на фреске слой ХVI века.
По ее словам, неизвестно также, когда точно иконы на кремлевских башнях были замурованы. "Мы думаем, иконы были закрыты сеткой, а затем штукатуркой в 1937 году", - сказала Гагарина. Она предположила, что это могло быть связано с празднованием юбилея установления Советской власти.
Исследовательские и восстановительные работы на башнях начнутся буквально на днях - с ФСО России это уже согласовано. Полная реставрация икон может быть проведена в течение лета.
ИЗ ИСТОРИИ ИКОН ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО СПАСА И ПЕЧОРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СПАССКИХ ВОРОТАХ
О времени первоначального написания икон Всемилостивого Спаса и Печорской Божией Матери точных указаний не сохранилось.
В 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божьей Матери. Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед Богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет Гирей отступил от Москвы.
В память этого события были написаны иконы Спасителя с припавшим к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом на восточной (внешней) стене Спасских ворот и Богоматери (иконы Печерской Божьей Матери) с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием на западной (внутренней) стене башни.
В 1673 году царь Алексей Михайлович указал образ Спаса Нерукотворного и преподобной Богородицы писать вновь. В 1737 году во время пожара образ Спасителя сильно опалился, но на следующий год был возобновлен.
Киот иконы Спасителя был со стеклянной рамой, которая защищала образ от пыли и сырости.
В 1812 году киоты над иконами значительно пострадали от наполеоновской армии и возобновлены в 1813 году. В 1851 и 1866 гг. подновлялась икона Спасителя и рама вокруг нее.
Последнее подновление иконы Спасителя (промывка письма, чистка ризы, позолота рамы и фонаря и окраска навеса над иконою) было произведено в 1896 году.
Молебствие у Никольских ворот Московского Кремля.
Над воротами - фреска с изображением Николая Чудотворца. Фото 1918 г.
К 1918 году икона Спасителя выглядела следующим образом: написана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благословляющими перстами опущена вниз, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: "рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется".
К стопам Спасителя припадали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). Изображение Спасителя было покрыто ризой.
В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны в руке крест, ангел, находящийся на левой стороне, держит копье. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись "Бог". Фон иконы золоченый. Вокруг иконы был резной золоченый киот со стеклом.
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (НИКОЛЫ МОЖАЙСКОГО) НА НИКОЛЬСКОЙ БАШНЕ
На Никольской башне в Кремле многие века существовала фреска, изображающая Николая Чудотворца. Этот образ Николая Можайского относится к концу ХV или к началу ХVI века. Он находится над входными воротами и обращен к Красной площади.
В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была подорвана. Весь ее верх рухнул, но, несмотря на страшное сотрясение от взрыва, фреска практически полностью уцелела и не развалилась.
В октябре – ноябре 1917 года во время штурма Кремля эта фреска была повреждена пулями и осколками, которые, к счастью, не испортили фигуры святого, изображенного на ней. При реставрации фрески, произведенной в 1918 году, обнаружили, что она была вся записана в ХVII веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены реставраторами.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В Московском Кремле обнаружены древние надвратные иконы
Древние надвратные иконы, которые, по всей вероятности, были замурованы в годы Советской власти и долгое время считались утраченными, обнаружены на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля.
Об этом сообщил во вторник, 11 мая, на пресс-конференции в Москве глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин - председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного.
Именно этому фонду принадлежит инициатива восстановления уникальных образов. В инициативную группу вошли также руководители ФСО России, комендант Московского Кремля Сергей Хлебников, управляющий делами Президента России Владимир Кожин, руководители Росохранкультуры, гендиректор музеев Московского Кремля Елена Гагарина и еще ряд экспертов.
В конце апреля специалисты-реставраторы сделали зондажи в киотах (специальных углублениях) Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади.
Список (копия) иконы Николая Чудотворца. ХY век.
Именно так выглядел образ над Никольскими воротами.
При пробной фрагментарной расчистке штукатурного слоя и были обнаружены древние списки икон, причем, как замечают специалисты, "в удовлетворительной сохранности". Слой штукатурки и монтажной сетки находится в 40 мм. от поверхности фресок, между ними – воздушная прослойка.
Судя по историческим материалам, на Спасской башне располагается икона Спасителя с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. А на Никольской башне предположительно сохранилась фреска, относящаяся к концу ХV - началу ХV века.
Гендиректор музеев Московского Кремля Елена Гагарина на пресс-конференции отметила, что иконы, находящиеся на открытом воздухе "постоянно оновлялись", поэтому пока невозможно сказать, сохранился ли на фреске слой ХVI века.
По ее словам, неизвестно также, когда точно иконы на кремлевских башнях были замурованы. "Мы думаем, иконы были закрыты сеткой, а затем штукатуркой в 1937 году", - сказала Гагарина. Она предположила, что это могло быть связано с празднованием юбилея установления Советской власти.
Исследовательские и восстановительные работы на башнях начнутся буквально на днях - с ФСО России это уже согласовано. Полная реставрация икон может быть проведена в течение лета.
ИЗ ИСТОРИИ ИКОН ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО СПАСА И ПЕЧОРСКОЙ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА СПАССКИХ ВОРОТАХ
О времени первоначального написания икон Всемилостивого Спаса и Печорской Божией Матери точных указаний не сохранилось.
В 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божьей Матери. Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед Богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет Гирей отступил от Москвы.
В память этого события были написаны иконы Спасителя с припавшим к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом на восточной (внешней) стене Спасских ворот и Богоматери (иконы Печерской Божьей Матери) с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием на западной (внутренней) стене башни.
В 1673 году царь Алексей Михайлович указал образ Спаса Нерукотворного и преподобной Богородицы писать вновь. В 1737 году во время пожара образ Спасителя сильно опалился, но на следующий год был возобновлен.
Киот иконы Спасителя был со стеклянной рамой, которая защищала образ от пыли и сырости.
В 1812 году киоты над иконами значительно пострадали от наполеоновской армии и возобновлены в 1813 году. В 1851 и 1866 гг. подновлялась икона Спасителя и рама вокруг нее.
Последнее подновление иконы Спасителя (промывка письма, чистка ризы, позолота рамы и фонаря и окраска навеса над иконою) было произведено в 1896 году.
Молебствие у Никольских ворот Московского Кремля.
Над воротами - фреска с изображением Николая Чудотворца. Фото 1918 г.
К 1918 году икона Спасителя выглядела следующим образом: написана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благословляющими перстами опущена вниз, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: "рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется".
К стопам Спасителя припадали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). Изображение Спасителя было покрыто ризой.
В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны в руке крест, ангел, находящийся на левой стороне, держит копье. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись "Бог". Фон иконы золоченый. Вокруг иконы был резной золоченый киот со стеклом.
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (НИКОЛЫ МОЖАЙСКОГО) НА НИКОЛЬСКОЙ БАШНЕ
На Никольской башне в Кремле многие века существовала фреска, изображающая Николая Чудотворца. Этот образ Николая Можайского относится к концу ХV или к началу ХVI века. Он находится над входными воротами и обращен к Красной площади.
В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была подорвана. Весь ее верх рухнул, но, несмотря на страшное сотрясение от взрыва, фреска практически полностью уцелела и не развалилась.
В октябре – ноябре 1917 года во время штурма Кремля эта фреска была повреждена пулями и осколками, которые, к счастью, не испортили фигуры святого, изображенного на ней. При реставрации фрески, произведенной в 1918 году, обнаружили, что она была вся записана в ХVII веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены реставраторами.
В ходе реставрации выяснилось, что под этой фреской есть другая, более древняя. При расчистке поздних наслоений открылась прекрасная, хорошо сохранившаяся фреска конца ХV или начала ХVI века, которая и была законсервирована.