Руководство РЖД заявило, что активно работает в
направлении создания беспилотных поездов. По мнению логистических
компаний, широкое появление поездов без машинистов даст как грузовым,
так и пассажирским перевозкам много преимуществ, но поедем мы на них
все-таки не скоро
О том, что РЖД активно ведет работы по созданию беспилотных поездов сообщил президент РЖД Олег Белозеров.
«Мы активно работаем в этом направлении», — заявил он на недавнем
железнодорожном форуме «Стратегическое партнерство 1520», который прошел
в Сочи. По его словам, в частности, некоторые беспилотные технологии в
настоящее время уже тестируются на станции Лужская (Ленинградская
область, Октябрьская железная дорога), а также к применению
беспилотников в целом готово Московское Центральное Кольцо (МЦК). «МЦК —
мы там, в принципе, уже готовы работать без человека. Но очень большой
пассажиропоток, и встает вопрос надежности, который мы сейчас тестируем…
Соответственно, какой-то промежуток времени, может быть несколько лет,
нам потребуется для того, чтобы четко сказать, что такая технология
позволяет нам работать без человека и при этом обеспечить полную
надежность», — цитирует Белозерова информационное агентство RNS.
Автомашинист в действии
Развитие беспилотных технологий на железнодорожном транспорте имеет
уже довольно давнюю историю. Активные испытания беспилотных поездов
проводились в ряде стран еще в конце 1940-х годов. А первые образцы
автомашиниста для поездов пригородного сообщения за рубежом появились в
середине 1960-х, например, в Сан-Франциско (США).
Сейчас беспилотные пассажирские поезда курсируют в 20-странах мира. В
первую десятку самых протяженных беспилотных железнодорожных линий
входят такие города, как Дубай (протяжённость 80 км), Ванкувер (68
км), Сингапур (65 км), далее
следуют Лилль, Пусан, Париж, Куала-Лумпур, Тулуза;
далее Тайбэй и Токио (по 25 км). «В Париже, например, работает
специальная линия метро, автоматически управляемые поезда осуществляют
сообщение между аэропортом "Орли" и станцией экспресс-метро (RER)
"Антони" на линии "В". В год перевозится около 2,5 млн пассажиров.
Каждый поезд состоит из двух вагонов, передвигающихся на резиновых
шинах. Они были разработаны компанией Matra в 1971 году и впервые
введены в эксплуатацию в городе Лилль. В Ванкувере действует система
лёгкого метро SkyTrain. Это самая протяжённая в мире система скоростного
транспорта с полностью автоматизированным управлением. Еще один пример
внедрения таких технологий – копенгагенская подземка. Она уникальна тем,
что в поездах метро нет машиниста, а управление происходит благодаря
полностью автоматизированной системе ATC, которая призвана чётко
контролировать расстояние между поездами», — рассказывает Дмитрий Микелев, генеральный менеджер по железнодорожному транспорту холдинга AsstrA.
В России также достаточно давно обратили внимание на перспективы
беспилотных технологий на ж/д транспорте: еще в 1958 году под Москвой
были проведены испытания пригородного поезда с так называемым
автомашинистом, причем, официально сообщалось, что первый советский
железнодорожный автопилот успешно обеспечил выполнение графика движения
поездов и точность их остановки. Однако и до сих пор до внедрения
полностью беспилотных поездов в России не дошло. Например, на кольцевой
линии московского метрополитена год назад начал курсировать первый
поезд, управляемый компьютером. Но при этом во время движения поезда
машинист находится в кабине и контролирует деятельность автоматики.
Робот под контролем человека
Технологически система беспилотного управления поездами развивается в
двух основных направлениях. Это с одной стороны автопилот,
устанавливаемый на самом поезде. И с другой — «умная» инфраструктура,
которая помогает поезду передвигаться без человека. Реализация этих
технологий дает ощутимый эффект. «При реализации беспилотных технологий
количество обслуживающего персонала снижается на 40-50%, а объем
перевозок повышается за счет его рационального использования. Новые
технологии вождения поездов позволяют наращивать провозную способность
железных дорог и экономить энергоресурсы. Они значительно облегчают труд
машинистов, повышают безопасность движения и способствуют
инновационному развитию отрасли», — отмечает Дмитрий Микелев из компании
AsstrA.
С тем, что беспилотные поезда имеют много преимуществ, соглашаются
большинство участников логистического рынка. «Беспилотные грузовые и
пассажирские поезда позволят сократить время в пути за счет увеличения
средней и максимальной скоростей движения и исключат вероятность аварий
из-за физической усталости машиниста. Сейчас поезда в некоторых случаях
сильно выбиваются из графика движения, что создает вероятность сбоя и
даже транспортного коллапса на железнодорожном направлении. За счет
использования центрального узла управления с искусственным интеллектом
такие ситуации маловероятны», — считает Вячеслав Тимонин, IT-советник генерального директора транспортно-экспедиционной компании «ПЭК».
Однако, пожалуй, Россия к широкому применению беспилотных технологий
на железной дороге пока еще не готова. «В России наблюдается достаточно
слабая обеспеченность необходимой для беспилотников инфраструктуры и
необходима модернизация существующих транспортных средств», — указывает Дмитрий Воеводин,
начальник отдела логистических операций DPD в России. При этом
сложности внедрения в России беспилотных технологий есть как в отношении
пассажирских, так и грузовых перевозок. «В отношении грузового
железнодорожного транспорта беспилотное управление это особенно сложный
вопрос, — считает Олег Урван, директор проектного
департамента логистической компании Nawina Rus. — Для возможности
перевозки грузов на таком транспорте без машинистов потребуется четкое
расписание движения поездов, что очень сложно выполнить, учитывая
особенности движения грузового состава. В связи с развитием систем
ГЛОНАСС и GPS есть вероятность, что в будущем перевозка без машинистов
будет возможна. Но для этого необходимо решить множество вопросов
обеспечения безопасности».
Наиболее реальное внедрение беспилотных технологий на железнодорожном
транспорте в ближайшее время — это работа «умных» компьютерных систем
под контролем человека. «Уверен, беспилотные технологии нужны, такие
направления надо развивать в контексте общего прогресса. Но насчет
поездов без машинистов — в ближайшее время лучше не рисковать, а
грамотно совмещать: человек и компьютер ему в помощь», -- уверен Сергей Друговской, менеджер по железнодорожным операциям компании FM Logistic.
Участники рынка убеждены, что в ближайшие 10 лет в широкое применение
беспилотных железнодорожных технологий в России вряд ли начнется.
Однако в скором времени вполне вероятно появление отдельных беспилотных
маршрутов, где в тестовом режиме на коротких железнодорожных участках
железнодорожными составами будут управлять роботы.