Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Институт по имени Звезда

Институт по имени Звезда


5-05-2010, 10:41 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 313)

Испытатели на подмосковной земле испытывают космические нагрузки

 

 


Арнольд Барер.
Фото: Геннадий Черкасов
Такой круговерти в подмосковном институте “Звезда”, что в Томилине, не было уже давно. Круговерть эта — в прямом и в переносном смысле: здесь снова запустили… центрифугу. В канун майских праздников начался первый после перерыва в несколько лет комплекс экспериментов с участием испытателей. Свидетелем научного прорыва стал и репортер “МК”.  


Уже за час до первого запуска центрифуги в павильоне и операторской кабине стоит рабочая суета. Испытатель одет в специальный костюм и сидит в гондоле, а рядом толпятся несколько человек: одни устанавливают датчики, другие проверяют приборы связи и контроля за состоянием человека и оборудования. Видно, что подопытный немного волнуется.  


— Это его первая крутка, — поясняет сотрудник. — Поэтому перегрузки будут небольшими, чтобы он почувствовал, что это такое, а медики смогли оценить, как он их переносит.  


Тем не менее снаряжают испытателя, как положено при полноценном эксперименте, самое главное — специальный противоперегрузочный комплекс — комбинезон, закрывающий ноги и нижнюю часть туловища, а также прибор, контролирующий давление в комбинезоне. При возникновении перегрузок давление в костюме возрастает, и наоборот.  


— При перегрузках кровь приливает к нижней части тела, — поясняет заместитель руководителя предприятия Анатолий Алексеев. — Самое страшное — это когда кровь отливает от мозга. Сначала перед глазами появляется серая пелена, а потом пилот теряет сознание. Во время полета это ведет к гибели.  


— Этот комплекс экспериментов посвящен испытанию оборудования для истребителя компании “Сухой”, — объясняет генеральный директор и главный конструктор “Звезды” Сергей Поздняков. — Испытания будут длиться несколько месяцев с небольшими перерывами.  


Среди руководителей первого эксперимента — биофизик Елена Сорокина, которая была наземным дублером первой женщины-космонавта. Это значит, что перед полетом она испытала все нагрузки, с которыми при выходе на орбиту и при посадке могла столкнуться Валентина Терешкова.  


— Это старая традиция, испытателями у нас работают наши сотрудники, — продолжает Сергей Поздняков. — Для этой серии испытаний подготовлен новый отряд из числа молодых инженеров.  


Все оборудование на испытателя Александра Александрова надевают те, кто его разрабатывал. Последними, когда он уже сидит в гондоле, к нему подходят разработчики шлема.  


— Хотя в шлеме нет особой необходимости, его все же надевают, для того чтобы испытатель почувствовал все то, что будет чувствовать пилот.  


Наконец приготовления закончены, все системы проверены, инженер поправляет направленную в лицо Александру камеру, лампы подсветки и некоторые другие приборы, после чего на гондолу опускают и пристегивают крышку.  


— Внимание! Пуск!  


— Переходим на 4 единицы!  


Единица в данном случае — это вес, определяемый земным притяжением на поверхности. При полетах в самолетах, а тем более при выходе в открытый космос этот вес изменяется, и у человека создается ощущение, что он весит намного больше. Максимальная перегрузка, которую летчик может переносить без спецкостюма — 4 единицы. И хотя наш испытатель в костюме, сегодня его сильно нагружать не будут.  


— Перегрузки в большей степени зависят не от скорости самолета, а от того, какие он проделывает маневры, — объясняет главный конструктор. — Сейчас исследователи во всем мире работают над разработкой прибора, который смог бы подавать сигнал о необходимости подкачки противоперегрузочного костюма заранее, хотя бы за доли секунды до того, как летчик войдет в вираж.  


На перегрузки испытываются не только приспособления, обеспечивающие жизнедеятельность летчика, но и некоторые другие специальные приспособления, необходимые в полете. Правда, для того чтобы проверить их на прочность, испытатель не нужен. С этой задачей справляется “дядя Ваня” — ростовая деревянная кукла, понуро сидящая в зале для испытаний.  


По центрифуге сразу видно, что ей многое удалось повидать на своем веку.  


— Да, агрегату действительно немало лет, — подтверждает нашу догадку профессор Арнольд Барер. — Первые эксперименты мы начали в 1960 году, но и сегодня она способна создавать перегрузки до 27—30 единиц — максимум, что может вынести человек, сохраняя работоспособность. Фронт нарастания перегрузок — до 7 единиц в секунду, это то, что свойственно лучшим современным самолетам. Так что наша центрифуга по-прежнему успешно справляется с поставленными перед ней задачами.
На “Востоке” кресло было расположено под углом 65 градусов. Испытания показали, что максимальная перегрузка, которую может вынести в этом положении человек, — 16 единиц. Этого было недостаточно: если на последнем этапе выхода на орбиту произойдет авария, то при спуске космонавт испытает перегрузку до 30 единиц.  


— Мы долго экспериментировали на центрифуге, пока не нашли оптимальный угол расположения кресла. Он составляет 78 градусов. В кресле с таким наклоном наши ученые, покойный уже Константин Федорович Талызин и Виктор Николаевич Костин, получивший за этот подвиг звание Героя России, выдержали перегрузки, приближающиеся к 30 единицам. А под установленным с их помощью оптимальным углом в 78 градусов сегодня располагаются сиденья космонавтов во всем мире.

 

 

Материал: Августин Северин


Источник: © 1919 – 2010 Редакция газеты «Московский Комсомолец».

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map