Авиалайнер XXI века: в чем секрет новейшего Российского самолета МС-21.
28 мая на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый
полет нового российского пассажирского самолета МС-21-300
("Магистральный самолет XXI века"). Это первый лайнер, сделанный
полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального
спроса на рынке. Созданный без советского задела он является вторым
после Sukhoi Superjet 100 (SSJ, ближнемагистральный самолет. —
масштабным российским проектом в области гражданской авиации.
МС-21 — проект семейства ближне- и среднемагистральных
реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Он рассчитан на
осуществление полетов на расстояния порядка 6 тыс. км и создается в
качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетам
зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и другим.
Дмитрий Медведев:
МС-21
по своему технологическому уровню превосходит те гражданские суда,
которые к настоящему времени летают. Уверен, что это будет хорошая
машина, экономичная, надежная
Создание лайнера
Разработка
ведется ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева" и ПАО
"Корпорация "Иркут" (входят в состав Объединенной авиастроительной
корпорации, ОАК).на базе нереализованного проекта Як-242 в конце 1980-х
годах. В 2014 году заместитель председателя правительства РФ Дмитрий
Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться
Як-242.
В 2014 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин
заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242.
Однако в 2015 года было заявлено, что самолет не получит обозначение
Як-242, а так и останется МС-21. Прежде всего, это было связано с
продвижением на мировом рынке: репутация будет расти вместе с новым
самолетом.
Рогозин неоднократно заявлял о максимальной
концентрации усилий и слаженному взаимодействию ОАК и Объединенной
двигателестроительной корпорации (ОДК) при созданию самолета МС-21. По
его мнению, без этого невозможно создать конкурентный продукт, учитывая,
что большинство комплектующих МС-21, включая его двигатель,
принципиально новые разработки.
Рогозин подчеркивал, что, несмотря
на наличие другого нового самолета SSJ-100 (первый полет был
осуществлен в 2008 г., эксплуатируется с 2011-го. — на разработчиках
МС-21 лежит огромная ответственность.
Дмитрий Рогозин:
Здесь
все новое и очень много отечественного, и поскольку все новое, мы с
вами прекрасно понимаем, как это все должно быть адаптировано друг к
другу, начиная от черного композитного крыла, заканчивая авионикой.
8
июня 2016 года на церемонии выкатки нового самолета премьер-министр РФ
Дмитрий Медведев заверил, что Россия не исчезнет из "высшей лиги"
мирового авиастроения.
Дмитрий Медведев:
Новые проекты в
авиастроении, по понятным причинам, дело совсем недешевое. Вообще
государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется
"высшая лига". И мы ни в коем случае не должны из этой "высшей лиги"
исчезнуть.
Он подчеркнул, что Россия способна создавать
самолеты, конкурирующие с иностранными производителями. "Нынешнее
событие подтверждает, что мы способны такие машины создавать, которые
продвигают вперед наше авиастроение и будут конкурировать с другими
самолетами", — сказал премьер.
Экономичный, технологичный, отечественный
Разработаны
две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой: базовый
МС-21-300 (163-211 мест) и укороченный вариант — МС-21-200 (на 132-165
мест). Сертификация последнего намечена на 2019-2020 годы.
Для
каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и
увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и
дальнемагистральные версии (до 7000 км).
От SSJ-100 самолет МС-21
отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против
6400 км) и большим количеством посадочных мест. В SSJ-100 максимально
может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 — до 211 кресел.
На
МС-21 будет наивысший уровень комфорта для пассажиров благодаря
увеличенной ширине пассажирского салона. Увеличенный диаметр фюзеляжа
(4,06 м) обеспечивает увеличение емкости багажных полок в пассажирском
салоне и багажных отсеков, расположенных под его полом.
По данным
журнала "Крылья Родины", у МС-21 на одно пассажирское кресло приходится
около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus А330 —
25 дюймов, Boeing 787 — только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла
увеличена до 18 дюймов (у А330 — 17), а проход между креслами — до 22,5.
Это гораздо больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно
расположиться при длительных перелетах и получат возможность свободно
перемещаться по салону. Кроме того сокращается время посадки и высадки
пассажиров (примерно на 30% лучше самолетов-аналогов).
Пассажирский
салон МС-21 также получит новую систему кондиционирования, что должно
благоприятно сказаться на самочувствии пассажиров. Также для удобства
планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.
Первые
экземпляры МС-21 будут оборудованы импортным двигателем Pratt &
Whitney, в дальнейшем же двигатель будет заменен на отечественный ПД-14.
Это
базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается
широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе
унифицированного компактного газогенератора ПД-14 возможно создание
целого семейства двигателей тягой 9-18 тонн, предназначенных для ближне-
и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных
газотурбинных установок. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому
бюро "Авиадвигатель", головной производитель — Пермский моторный завод.
Как
отмечают эксперты, при сопоставимых с американским мотором
характеристиках двигатель ПД-14 станет еще и родоначальником целой
линейки моторов для самолетов. Его более мощные модификации на базе
газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться
на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности
ПД-10 — на самолетах SSJ-100.
Еще одно достоинство. В конструкции
авиалайнера впервые в отечественном самолетостроении широко применяются
композиционные материалы — их около 40%. Применение углепластиков
позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в
хвостовом оперении воздушного судна. Будущий перспективный комплекс
дальней авиации (ПАК ДА) проектируется с учетом опыта создания МС-21.
Еще
одним новшеством МС-21, по мнению специализированного издания по
авиации "Крылья Родины", является и специальная система снижения
нагрузок и управления ими. Ожидается, что за счет снижения веса
конструкции самолета в сочетании с его высокой тяговооруженностью,
позволит сократить разбег МС-21 почти на 300 м, а также увеличить почти
на 600 м его практический потолок по сравнению с самыми новыми аналогами
фирм Airbus и Boeing.
Кабина пилотов МС-21 создана с учетом самых
современных требований к ее эргономике, что должно упростить
пилотирование машины и снизить нагрузку на экипаж.
Концерном
"Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) разработано более 70% БРЭО МС-21,
при этом активно использовался принцип модульной электроники.
Первый опытный экземпляр
Сборка опытного
экземпляра МС-21-300, оснащенного двигателями Pratt & Whitney,
завершена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 года, официальная
презентация (первая выкатка из цеха) состоялась 8 июня 2016 года.
Летные
испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал
2016 года, были перенесены на 2017 год. Получение российского
сертификата типа и первая поставка заказчику самолетов МС-21-300
запланированы на конец 2018 года.
28 апреля первый летный
экземпляр покинул цех окончательной сборки для подготовки к первому
полету. 15 мая на аэродроме Иркутского авиазавода самолет МС-21-300-0001
выполнил рулежки, также проверялись различные системы самолета,
отрабатывались наземные запуски маршевой и вспомогательной силовой
установки. Как отметили в "Иркуте", вся подготовка прошла в соответствии
с утвержденным графиком.
Заказы на лайнер
Вице-премьер
Дмитрий Рогозин заявил, что пакет проавансированных заказов на новый
МС-21 составляет 185 машин. На данный момент портфель заказов составляет
285 самолетов.
Первым эксплуатантом станет "Аэрофлот".
Планируется, что первый лайнер в компоновке на 175 кресел она получит в
IV квартале 2018 года. Всего же в парке авиакомпании будут
эксплуатироваться 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания
"Авиакапитал-сервис". Твердый контракт на поставки был заключен в 2011
году. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявлял, что поставки
первых трех самолетов ожидаются в 2019 году.
В 2015-2016 годах
Минпромторг РФ и топ-менеджеры ОАК сообщали, что интерес к самолету
проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще ряде
стран. Однако пока не известно ни об одном твердом контракте на поставку
МС-21 за рубеж. Существует только предварительное соглашение о поставке
10 самолетов (4 из них — опцион) с египетской Cairo Aviation.
Каталожная стоимость МС-21 — от $85 млн.
В феврале газета
"Ведомости" сообщила, что одним из крупнейших заказчиков самолета станет
авиакомпания Red Wings. "У Red Wings есть предварительное соглашение с
лизинговой компанией "Ильюшин финанс Ко" о получении в лизинг 10 МС-21.
Если эксплуатация МС-21 будет эффективной, то их количество может быть
увеличено до 15-16", — сообщил изданию глава лизинговой компании
Александр Рубцов.
По его словам, когда в 2019 году начнут
поступать МС-21, они постепенно заменят в парке авиакомпании Airbus и
Ту. Сейчас в парке Red Wings семь самолетов Ту-204 и Ту-214.
Время
покажет, насколько все эти планы будут реализованы, но уже с
уверенностью можно сказать, что для российского производителя
авиатехники это знаковый и весомый заказ.
Будь в курсе актуальных событий: vk.com/geopoliticsrussia Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|