Высокоскоростные поезда Китая
Высокоскоростной поезд один из самых популярных видов
транспорта в Китае. Высокая скорость движения помогает существенно
сэкономить время в пути между городами. Ценовая политика на скоростные
поезда в Китае значительно ниже, чем в других странах. Если в 2008 году
на высокоскоростные линии в Китае приходилось только 6% поездок, то в
2013 — 79%.
Сегодня скоростные железнодорожные магистрали охватили
весь Китай. Скоростная сеть в КНР самая большая в мире и занимает 66,7%
мировой сети высокоскоростных железных дорог. Она охватывает все
крупные города, а также станции небольших городов по ходу следования
поездов. Высокоскоростные железные дороги конкурируют с автотранспортом и
авиатранспортом особенно на средних расстояниях 300–800 км.
В КНР
развитие скоростного железнодорожного сообщения развивают
стремительными темпами, несмотря на отсутствие окупаемости. Скоростное
сообщение помогает соединить между собой все регионы огромной страны в
небольшой временной доступности. Строительство скоростных железных дорог
помогают решать социальные проблемы и проблемы трудовой миграции в
Китае.
Такой вид транспорта актуален у путешественников, которые
хотят сразу посетить несколько крупных городов и сэкономить время.
Например, из Шанхая в Пекин на скоростном поезде можно добраться всего
за 5 часов со средней скоростью 330 км/ч.
Фото: Ed Jones/AFP/Getty Images
Немало
разговоров ведётся о безопасности скоростных дорог в Китае. «За границей
прокладка таких железных дорог требует долгого времени, их нельзя сразу
же использовать. После прокладки они должны осесть, достичь стабильного
состояния и только тогда их можно эксплуатировать. А у нас за эти два
года проводится настоящий „Большой скачок" в области скоростных поездов.
Всё делается в спешке, положенные сроки на работу сокращаются, работы
выполняют в основном рабочие-мигранты из деревень, а ведь тут необходимо
иметь довольно высокую квалификацию», — заявил ранее Фэн Пэйэнь.
Высокоскоростное сообщение
Чаще
всего высокоскоростные железные дороги используются для перемещения на
расстояние 200–500 км в пределах 2–4-часовой доступности. Скорость
современных поездов превышает 350 км/ч, а на отдельных участках может
достичь 486 км/ч, как, например, на магистрали Пекин — Шанхай.
Высокоскоростные магистрали по скорости движения поездов делят на:
1 категорию — 200,0–250,0 км/ч;
2 категорию — 250,0–350,0 км/ч;
3 категорию — более 350,0 км/ч.
На
высокоскоростных магистралях, как правило, нет грузовых перевозок. Есть
единичные случаи перевоза лёгкого груза, например, почты и посылок.
Самую
большую скорость в мире на рельсах в 2007 году набрал поезд Французской
национальной железной дороги. На показательном пробеге от Парижа до
Страсбурга поезд разогнался до 575 км/ч. На этой линии осуществляют
только дневные перевозки пассажирскими поездами.
Китай 3 мая
сообщил о разработке поезда, который сможет набирать крейсерскую
скорость 400 км/ч. Поезда будут ходить с этой скоростью на большинстве
маршрутов, разгоняясь на некоторых участках до 470 км/ч. Первые такие
поезда будут представлены общественности в 2020 году, сообщает китайская
железнодорожная корпорация.
Высокоскоростной поезд в Аньшунь, провинция Гуйчжоу на юго-западе Китая, 16 марта 2017 года. Фото: STR/AFP/Getty Images
Сейчас
крейсерская скорость поездов в основном ограничена скоростью 350 км/ч.
Увеличения скорости китайцы добьются, в том числе с помощью более лёгких
материалов.
Как развивалось высокоскоростное ж/д движение в мире?
История
скоростных железных дорог началась в 1970-е в Японии, которая
оставалась лидером в области скоростных линий до XXI века. Японцы
обнаружили, что при установке специального полотна и более мощных
двигателей поезд может развивать скорость до 270 км/ч. Так на линии
Токио – Осака время в пути сократилось с 6 часов 40 минут до 2 часов 25
минут. Уже утратившее в мире былую популярность железнодорожное
сообщение вновь стало конкурентоспособным.
К концу XX века опыт
Японии переняли ещё 5 стран: Италия, Испания, Франция, Германия и
Бельгия. К началу XXI века скорость поездов уже возросла до 380 км/ч.
В
начале века началось строительство скоростных сетей в Китае. Несмотря
на то что Китай стал строить высокоскоростные железнодорожные линии
позже, чем другие страны, всего за 10 лет страна смогла выйти в мировые
лидеры. Пик развития скоростных линий в КНР пришёлся на период 2010–2012
гг., когда на развитие железных дорог правительство выделило около 355
млрд долл.
Если в 2008 году почти все высокоскоростные поезда
закупались в Японии, Германии и Франции, то к 2011 году в Китае уже было
налажено собственное производство на базе этих образцов. Сейчас
китайские заводы каждый год выпускает сотни своих поездов, часть из
которых идёт на экспорт.
По планам КНР к 2020 году длина
высокоскоростных железнодорожных линий в Китае достигнет 30 тысяч
километров, охватив все города с населением от 500 тысяч человек.
Создатели
идеи скоростного строительства — японцы, уступили Китаю место в мировом
рейтинге. К концу 2016 года доля Японии в мировой сети скоростных
железных дорог снизилась с 47% (в 2000 году) до 8%. В Европе до 2010
году лидировала Франция, а затем её обогнала Испания, которая вплотную
приблизилась к 3 месту в мире после КНР и Японии.
Китай планирует спонсировать высокоскоростные дороги в России
Российская
стратегия развития высокоскоростного ж/д сообщения включает путь
«Москва — Казань», который в дальнейшем может продлиться до
Екатеринбурга, а затем через Казахстан до Пекина, став новым «Шёлковым
путём». Проект «Москва — Пекин» рассчитан на реализацию сроком 8-10 лет.
Из одной столицы в другую высокоскоростной поезд сможет преодолеть 7
тысяч км за 2 дня. На российской территории эта дорога свяжет
центральный регион, Поволжье и Урал.
Первый высокоскоростной поезд «Аллегро» в Санкт-Петербурге. Фото: KIRILL KUDRYAVTSEV/AFP/Getty Images
Строительство
высокоскоростных линий и всей сопутствующей инфраструктуры требует
огромных финансовых вложений. КНР может предоставить России кредиты на
строительство, если будут использованы китайские технологии. Китай
намерен инвестировать в проект более 400 млрд рублей.
Строительство
стратегической линии «Москва — Казань», протяжённостью 770 км, по
предварительным подсчётам обойдётся в 1,068 триллиона рублей. При
максимальной скорости до 400 км/час время в пути должно составить не
более 3,5 часа. Сейчас этот путь поездом занимает 11,5 часа.
Проект
описан в программе развития высокоскоростного ж/д сообщения в России до
2020 года. Начало строительства предположительно начнётся в 2017 году, а
в 2020 по магистрали должен пройти первый скоростной поезд.
Эксплуатация магистрали намечена на 2021 год. Это будет первая в России
специализированная железная дорога для движения поездов со скоростью от
200 до 400 км/ч.
Китай сообщил о разработке скоростного поезда для
маршрута «Москва — Казань», тестирование которого запланировано на 2018
год. Поезд будет рассчитан на работу в морозы до —50 градусов по
Цельсию. Во время тестирования проверят функционирование всех элементов
состава при низкой температуре. В поезде будет 12 вагонов, рассчитанных
на 720 пассажиров. Он будет двигаться со скоростью 360 км/ч.
Эксперты
отмечают, что влияние этого проекта на экономику страны будет огромным.
Возрастёт мобильность населения, укрепится связь между регионами,
разгрузятся существующие ж/д линии и повысится скорость движения
грузовых поездов. Быстрое и комфортное передвижение людей приведёт к
возрастанию качества жизни населения и развитию внутреннего туризма.
В
настоящее время высокоскоростные поезда в России ходят по трём
маршрутам: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород,
Санкт-Петербург — Хельсинки, общей протяжённостью 1500 км.
Высокоскоростные поезда на российских дорогах могут набирать
максимальную скорость до 250 км/ч.
Источник
Рейтинг публикации:
|