В России создан подводный ГЛОНАСС
Российские подводные роботы, работающие на глубине в несколько
километров под толщей арктического льда, смогут с точностью до
миллиметров определять собственное местоположение и обмениваться
информацией с воздушными, надводными и наземными пунктами управления в
режиме реального времени. Уникальная система навигации и связи
«Позиционер», разработанная санкт-петербургским концерном «Океанприбор»,
вскоре будет развернута на дне российского арктического шельфа.
Система
состоит из автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА),
гидроакустических буев с аппаратурой спутниковой связи «Гонец-Д1М» и
навигации ГЛОНАСС. Подводные роботы патрулируют районы на глубине до 8
км, ориентируясь по находящимся на дне гидроакустическим буям-маякам. В
них заложены сверхточные координаты, получив которые, беспилотник
уточняет свое местоположение и продолжает движение. Также буи служат для
передачи информации на поверхность.
— Система полностью готова к
развертыванию, — сообщил «Известиям» официальный представитель концерна
«Океанприбор» Павел Мартышкин. — Первым районом развертывания станет дно
вблизи газодобывающей морской платформы «Приразломная». На базе наших
средств планируется создание глобальной информационной сетецентрической
системы подводного мониторинга и обслуживания районов нефтедобычи. Одну
из них для Арктики концерн планирует выполнить в рамках
опытно-конструкторской работы «Информативность» по заказу Минпромторга.
В
системе «Позиционер» предполагается использовать несколько типов буев:
подводные, плавающие и даже вмораживаемые в лед. Аппаратная часть буя
состоит из радио- и гидроакустической частей с общей системой
электропитания, помещенных в корпус из пластмассы. В то же время в
состав радио- и гидроакустического оборудования входят
ультракоротковолновая радиостанция, приемник ГЛОНАСС, комплект системы
спутниковой связи «Гонец-Д1М» и аппаратура подводной связи с роботами.
В
дрейфующем варианте аппаратная часть буя помещается в защитный корпус с
поплавками, в которых находятся дополнительные элементы питания. А вот
вмораживаемый буй комплектуется специальным высокопрочным
термоконтейнером с высокой тепловой изоляцией.
Буи имеют три
режима работы. При первом изделие получает информацию по спутниковым
каналам связи, запоминает и по требованию робота передает ее.
При
втором режиме — «диалог» — буй связывает по радиоканалу УКВ-диапазона в
режиме реального времени береговые, воздушные, морские центры управления
с подводными роботами. Такой обмен данными позволяет не только знать,
где находится робот и какие задачи он решает, но и непрерывно управлять
им.
Третий режим самый простой. Робот действует абсолютно
автономно и только сверяет свои координаты с буями, корректируя курс. В
экстренном случае беспилотник может подать сигнал SOS, сообщив о
прекращении глубоководной миссии.
— Лидером в области создания
перспективных автономных систем сегодня считаются США, — сообщил
профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. — На эти цели ежегодно
тратиться около $70 млрд. Американское агентство перспективных
исследований Пентагона DARPA совместно с рядом частных компаний
реализует программу Poseidon, подводный аналог системы глобальной
навигации GPS. Она позволит подводным лодкам и беспилотникам не только
ориентироваться в подводном режиме, но и обмениваться информацией.
Ожидается, что ее испытания начнутся в 2018 году. Россия включилась в
гонку за лидером с опозданием на 15 лет и, по западным оценкам, тратит
сегодня на военный НИОКР около $ 4–5 млрд. Но мы уже занимаем лидирующее
положение в области разработки автономных необитаемых подводных
аппаратов и систем управления ими.
http://www.newsinfo.ru/article...
Рейтинг публикации:
|