Легендарному ледоходу «Красин» исполнилось 100 лет. Празднование
юбилея состоялось на набережной Лейтенанта Шмидта, где в наши дни судно
продолжает нести трудовую вахту в качестве филиала Музея Мирового океана
в Санкт-Петербурге.
В торжественном мероприятии приняли участие
представители Администрации Санкт-Петербурга, полпред президента РФ по
СЗФО Николай Цуканов и и.о. губернатора Калининградской области Антон
Алиханов, а также Российский профсоюз моряков.
В свое время благодаря поддержке РПСМ, капитана и
экипажа судна ледокол получил вторую жизнь: когда в конце 1980-х встал
вопрос продать его за рубеж или отправить «на гвозди», на его защиту
встали многие, включая профсоюз.
В РПСМ посчитали кощунством такое
завершение пути «Красина»: спущенный на воду в Англии без малого век
назад «Красин» стал не только свидетелем, но и участником знаменательных
событий Российской и мировой истории XX века. Ледокол являлся настоящим
символом Советской России на международной арене и, пожалуй, самым
известным судном в СССР: ледовый поход «Красина» в 1928 г. стал толчком к
разработке и запуску масштабной программы освоения Арктики и Северного
морского пути, а участие в спасательных операциях, в том числе и
экспедиции генерала Умберто Нобиле, принесли ему мировую славу.
Кроме того, «Красин» – единственное сохранившееся в
России судно, участвовавшее в легендарных арктических конвоях. В годы
Великой отечественной войны ледокол стал символом настоящего мужества
моряков: в ноябре 1941 года судно прошло ремонт в США и получило
артиллерийское вооружение, а уже в апреле 1942 года в составе конвоя
PQ-15 «Красин» совершил переход из Исландии в Мурманск.
До 1944 года
ледокол проводил арктические конвои в порты Мурманск и Архангельск,
успешно отражая налёты немецкой авиации.
После войны «Красин» продолжил работать в составе
Мурманского пароходства до начала 1950-х годов. Свой последний
арктический поход "Красин" совершил в 1971 году, а в 1972-м ледокол
переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. Ледовый путь
«Красина» завершился в конце 1980-х, когда его вывели из эксплуатации.
Судно оказалось в очень сложном положении – были планы продать его за
рубеж или распилить и утилизировать.
– Когда стало известно о возможной судьбе «Красина»,
на его защиту встали не только члены экипажа ледокола. На «Красине» мне
довелось побывать всего один раз, но я прекрасно помню, как мы с
сотоварищами старались помочь всем, чем могли, – делится воспоминаниями
Александр Королев, в годы войны работавший механиком на ледоколе
«Ермак». – Это судно впитало в себя тяжелые воспоминания, говорить о
которых даже сейчас не так-то просто: многие из нас были еще
мальчишками, когда нам выдали оружие и отправили на войну. «Красин», как
и другие суда, хранил память обо всех, кто мужественно сражался за свою
родину, а потому для нас было так важно сохранить хотя бы этот ледокол.
В итоге для спасения «Красина» был организован
Общественный комитет, который добился для него музейного статуса. В 1992
году ледокол стал объектом культурного наследия: его зарегистрировали
во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду
Санкт-Петербурга. С 1996 года «Красин» пришвартован на набережной
Лейтенанта Шмидта. В наши дни ледокол-легенда превратился в центр
изучения истории морских полярных исследований.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+