Одним из главных достижений
разработчиков Кемеровской области по праву можно считать уникальные
аэросани, которые подразделения МЧС России уже приняли на вооружение. О
первом в истории России подобного рода средстве передвижения в интервью
изданию Русская планета» рассказал разработчик Михаил Минаев.
Ставшие уже знаменитыми кузбасские
аэросани по сути своей являются разновидностью болотохода, к
слову, в 2014 году завоевавшей высшую награду на региональном конкурсе
качества в рамках программы «100 лучших товаров России». А прямо сейчас,
как рассказывает Михаил Минаев, аэросани вовсю готовятся к своей
первой экспедиции на Северный полюс.
«Нерпа» (название модели) является весьма
оригинальным гибридом саней, самолета, грузового автомобиля, что делает
ее совершенно самостоятельным видом транспорта, имеющим даже свою
строчку в классификации Ростехнадзора. Это не судно, хотя прекрасно
ощущает себя на воде. Это не самолет — хотя движется за счет тяги
пропеллером.
Как рассказывает Михаил Минаев, тот,
кто впервые видит нашу машину, часто путает ее то с аэролодками, то с
судном на воздушной подушке. Однако это несколько некорректно. Ведь
нынешние аэросани избавлены от большинства недостатков своих
предшественников.
«Все началось на самом деле с обычной
аэролодки. Только сзади не тот мотор, что винтом в воду опускается, а
воздушный пропеллер. Но мне категорически не нравилось, что днище не
защищено. Придумал монолыжу. Она надежнее. Поставил. Стало лучше, но
трясло безбожно. Пришлось изобретать — как приподнять кабину над лыжей и
поставить на амортизаторы… Вот в таких поисках, методом проб и ошибок, и
пришли к тому, что имеем сейчас. Получилась оригинальная конструкция.
Все кулибинские инженерные решения запатентованы», — рассказывает
Михаил.
Как отмечает разработчик, управлять
санями довольно просто, однако это может вызвать трудности у опытных
автомобилистов. «Главное, забыть все автомобильные навыки вождения и в
повороте дать газу. И чем больше автомобильный стаж у человека — тем
сложнее ему переучиваться. Все моторные реакции тела, все эти
отработанные рефлексы так и кричат: тормози! Не газуй! Но здесь принцип
управления другой — мы как будто отталкиваемся от воздуха, понимаешь? И
нам надо посильнее оттолкнуться, чтобы резче повернуть», — объясняет
Михаил Минаев.
Собственно, именно с необходимостью
«газовать» и связана одна из особенностей «Нерпы» — отсутствие педали
тормоза. Тормозов на «Нерпе» попросту нет.
Что же касается самого хода, то на прямых
отрезках аэросани ощутимо набирают скорость. Канавы же перепрыгивают
так, что позади остается едва заметный след. Когда аэросани выходят на
глиссер, они скользят по поверхности, едва касаясь ее. На льду и на
плотном насте эти касания так нежны, что следов не остается вовсе. В
поворотах воздушная струя поднимает позади саней красивый веер снежного
крошева. После прыжков облако снежинок на мгновение окутывает аэросани
целиком.
На «Нерпе» установлен двигатель мощностью
в 300 лошадиных сил. Двойной винт обеспечивает тягу в 2,5 раза
эффективнее, чем у обычного. Аппарат обладает легкой конструкцией —
разработчики используют те же принципы, что в самолетостроении. А именно
армированный каркас, на который крепится легкая обшивка. Поскольку рама
несет основную нагрузку, значит, сам корпус можно облегчить. Монолыжа
изготовлена из современного прочного пластика, которые не впитывает
влагу.
Помимо этого «Нерпа» имеет две вариации:
базовую и арктическую. Во втором случае речь идет о модификации
специально для суровых условий Заполярья. Теплоизоляция позволяет при
минимальных затратах на обогрев неделями жить в кабине. Топливная
система оснащена подогревом. Вместо обычных смотровых стекол —
специальные стеклопакеты.
Именно арктическую версию Михаил и
собирается использовать для реализации своей мечты — кузбасской
экспедиции на Северный полюс. Разработчик уверен, что его арктические
сани смогут достичь самой северной точки Земли и вернуться обратно за
две недели. Сейчас идет этап согласований, получения разрешений, поисков
спонсора. В успехе же самой экспедиции Михаил не сомневается — по его
словам, «Нерпа» способна не замечать любые преграды, что автоматически
делает ее настоящим королем заполярных земель.
На
данный момент кузбасские аэросани благодаря уникальным характеристикам
успели зарекомендовать себя по всей России. Их охотно берут на
вооружение подразделения МЧС. Используют в работе при паводке, при
доставке грузов в отдаленные поселки, в качестве мощного и экономичного
транспортного средства в тайге, тундре, степях. Источник: finobzor.ru.
Рейтинг публикации:
|