В Жуковском выяснили, что мешает вертолетам увеличивать скорость
Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора
Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского») обсудили
актуальные проблемы вертолетостроения на заседании научно-технического
семинара отделения аэродинамики и динамики вертолетов, штопора и
аэродинамики самолетов на больших углах атаки, сообщила пресс-служба
ЦАГИ.
Специалисты института представили исследования в области
винтокрылых летательных аппаратов, в том числе по тематике скоростных
вертолетов. Примером служит изучение схемы винтокрылого летательного
аппарата с останавливаемым в полете несущим винтом-крылом. Подробно об
этих достижениях рассказал в докладе ведущий инженер отделения
аэродинамики и динамики вертолетов, штопора и аэродинамики самолетов на
больших углах атаки ФГУП ЦАГИ Валерий Горбань.
«Существенные
ограничения скоростных возможностей вертолета определяются
аэродинамическими свойствами традиционного несущего винта. Эффективным
способом решения данной проблемы может оказаться останавливаемый в
полете несущий винт-крыло. При вертикальном взлете он работает как
обычный несущий винт, затем, после набора определенной скорости, винт
останавливается и далее работает как традиционное крыло самолета,
обеспечивая возможность существенного увеличения скорости полета.
Ключевой трудностью в реализации данной схемы является обеспечение
устойчивости и управляемости летательного аппарата в момент перехода от
«вертолетного» режима полета к «самолетному» и обратно. В ЦАГИ мы
выработали ряд технических решений, которые, надеемся, помогут
справиться с описанной проблемой», – отметил Валерий Горбань.
Осенью
прошлого года в штопорной аэродинамической трубе института были
проведены испытания, экспериментально подтвердившие возможность
обеспечения стабильной и эффективной работы несущей системы аппарата с
останавливаемым винтом-крылом на таких переходных режимах. Применение
данной концепции, согласно предварительным оценкам специалистов,
способно увеличить максимальную скорость движения вертолета с 400 до
600–700 км/ч.
Еще один способ решения проблемы создания скоростных
одновинтовых вертолетов с шарнирным винтом был представлен в докладе
и.о. начальника отдела отделения аэродинамики и динамики вертолетов,
штопора и аэродинамики самолетов на больших углах атаки ФГУП ЦАГИ
Евгения Борисова. Он рассказал об исследованиях несущего винта вертолета
с отрицательным выносом горизонтальных шарниров.
«Во многих
случаях срыв потока с отступающих лопастей несущего винта является
главным препятствием для увеличения скорости полета одновинтового
вертолета, поскольку это приводит к ухудшению аэродинамических
характеристик винта, резкому увеличению нагрузок в системе управления и
увеличению вибраций вертолета. Наиболее эффективным методом решения
проблемы срыва потока – применение различных способов увеличивающих
аэродинамическую нагрузку на наступающих лопастях и уменьшающих ее на
отступающих», – подчеркнул ученый.
По его словам, повышение
нагрузки на наступающих лопастях и уменьшение ее на отступающих приводит
к увеличению бокового момента вертолета, для компенсации которого
необходимо применять дополнительные технические решения. В ЦАГИ
предложена новая концепция несущего винта с отрицательным выносом
горизонтальных шарниров, которая позволяет сбалансировать одновинтовой
вертолет на больших скоростях полета без применения дополнительных
конструктивных решений.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+