» » » Биологи обнаружили отказавшихся от кислорода многоклеточных

Биологи обнаружили отказавшихся от кислорода многоклеточных

7-04-2010, 12:31 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (14) | просмотров: (2 497)
Лорицифера Pliciloricus enigmatus. Изображение пользователя Aglarech с сайта wikipedia.org

Биологи обнаружили в Средиземном море многоклеточных существ, которые не используют для своей жизнедеятельности кислород. До сих пор считалось, что бескислородный метаболизм характерен только для одноклеточных и вирусов. Статья исследователей, в которой они описывают необычных существ, появилась в журнале BMC Biology. Коротко о работе пишет портал Nature News.

Существа размером менее одного миллиметра обитают на глубине более 3 тысяч метров. Они принадлежат к группе лорицифер - микроскопических морских беспозвоночных. Внешне они похожи на мешочки, из отверстия которых выходят "щупальца" (см. иллюстрацию к новости).

Ранее исследователи уже находили в местах, лишенных кислорода, многоклеточные организмы, однако у специалистов не было уверенности, обитают ли они там постоянно. Авторы новой работы полагают, что обнаруженные ими лорициферы все время живут в чрезвычайно обедненной кислородом среде.

"Обычные" многоклеточные получают энергию при помощи особых органелл, названных митохондриями, для работы которых необходим кислород. Найденные в Средиземном море лорицеферы получают энергию, используя другие органеллы - гидрогеносомы. Для функционирования гидрогеносом не нужен кислород, и они присутствуют также у живущих в отсутствие O2 микроорганизмов.

В 2009 году была опубликована работа, авторы которой заключили, что многоклеточные появились на Земле на 200 миллионов лет раньше, чем считалось до сих пор. Ученые анализировали геологические отложения возрастом свыше миллиарда лет и обнаружили в них останки организмов, напоминающих современных губок.

Источник: lenta.ru.

1. » #14 написал: Странник (10 апреля 2010 23:54)

Для Al_magn:
    Жизнь без кислорода:
    новые факты В журнале BMC Biology появилась статья итальянских биологов под руководством Роберто Дановаро (Roberto Danovaro) из политехнического университета Анконы (Италия) об открытии многоклеточных организмов, которым для жизни не требуется кислород, сообщает ScienceDaily.

Организмы принадлежат к группе лорицифер (Loricifera) - морских беспозвоночных, которые достигают в длину 250 микрон и обитают на глубине до 7000 м.

Постоянными обитателями безкислородной среды до сих пор числились только вирусы и бактерии. Считалось, что многоклеточные организмы, которые иногда удавалось там обнаружить, заплывают на глубину из более богатых кислородом водных слоев. Согласно исследованию, обнаруженные лорициферы живут и размножаются в отсутствие кислорода.

С помощью электронной микроскопии удалось также установить, что у анаэробных лорицифер для получения химической энергии имеются особые органеллы гидрогеносомы, что отличает их от аэробных многоклеточных, в которых для синтеза АТФ используются митохондрии. Гидрогеносомы функционируют в отсутствие кислорода.

Cnews.ru

Найдены крохотные морские животные, обладающие полным  жизненным циклом, при совершенном отсутствии света и кислорода, сообщил  об открытии Роберто Danovaro и его коллеги в этом выпуске BMC биологии. Эти увлекательные животные, представители новых членов группы Лорициферы  обладают митохондриями, которые  в электронной микрофотографии очень похожи на гидрогеносомы (hydrogenosomes), H2-производителей митохондрий среди одноклеточных эукариот разных видов. Открытие многоклеточных жизни в постоянно безкислородной и сульфидной (сероводородной) окружающей среде дает представление о том, что большую часть экологического прошлого  Земли можно было бы представить, как жизнь в прото-океанах, до появления в морских глубинах  кислорода и появления первых крупных животных в палеонтологической летописи примерно 550-600 миллионов лет назад. Результаты подчеркивают эволюционное значение анаэробной среды  глубинных морей и анаэробного образа жизни к переходу  митохондриального снабжения энергией клеток. Они также свидетельствуют, что наступает более полное понимание эволюционного развития  многоклеточных эукариот при дальнейшем изучении современных примеров организации жизни в безкислородной  среде обитания

Может теперь, поймут не фантазеры, что если можно было сконструировать человека на основе переноса энергии в митохондриях, то точно также можно сконструировать разумное существо с другой  механикой метаболизма клеток в средах, которые до сих пор считались не возможными для создания жизни.

Очень мне помогают эти открытия для напоминания о том, что информация в кругах, информация от вождей очень и очень правдоподобна.

2. » #13 написал: Damkin (9 апреля 2010 11:45)

Не упомяни Вы "+белок" я бы и словом не обмолвился!

Стоп, стоп, уважаемый Al_Magn. Вся странность в том, что это не я упомянул. Это сказали вожди, оттуда – из древности. Нынешние, не то, что  вожди, даже ученые и фантасты не додумались до такого сочетания. Я, к сожалению, также не смог сформулировать более правильно мысль, в споре с Domenus, полагая, что можно сконструировать из аминокислотных соединений, вещество подобное белку, которое может сохранять  функции белка при низких температурах. Подсказка вождей говорит, в каком направлении надо двигаться биологической науке по созданию новых органических соединений в материаловедении. Идея блестящая.

Если бы это было плодом моих фантазий, я бы гордился своей воображаловой башкой, а так она просто – вооброжалкая.
    Из шестой части статьи (незавершенной): может быть, Вы видели такое изображение древних египтян

Оно Вам практически ничего не говорит. Зато для меня оно очень красноречиво. Я эту картину интерпретирую, как сюжет о шести расах разумных существ, созданных одной матерью из рода рептилеевидных, расселенных по Солнечной системе и которым известен способ перемещения в космическом пространстве.
    И, конечно, у них, и у нас существуют «типично земные технологии» - нас и чужих конструировал один и тот же проектировщик. Нам и им передан способ полетов, аналогичный механизму , обеспечивающему перемещение скарабея в полете. Они сохранили этот метод, мы его забыли или заставили нас забыть о нем.
    Сейчас Вы снова начнете петь о фантазии, но о фантазии древних, а я Вам в ответ, что в этих картинках и словах вождей лежит ключ к пониманию кто мы есть на самом деле.
    Плачу от своей неспособности рассказать Вам в деталях, функционирование кремниевой жизни+белок,  не хватает способностей, но хватает, чтобы оценить идею, подкинутую другими - нам тупым.

3. » #12 написал: Редактор Al_Magn (9 апреля 2010 00:00)

После таких цитат, я понимаю, почему нас не считают разумными существами. Дикий консерватизм, схожий с отсутствием воображения, должен поражать тех, кто пытается помочь человеку в его развитии.
    Дело не в диком консерватизме, уважаемый Damkin. Дело в том, что человеческое воображение конечно не знает границ, но насколько оно связано с реальностью? Вы привели примеры форм жизни "Углеродная жизнь+белок" и "Кремнивая жизнь+белок". Я задал Вам конкретный вопрос: "Объясните на языке химических реакций, каким образом заявленные Вами формы жизни могут не только существовать, но и достичь такой формы развития, чтобы строить "пепелацы" и "бороздить просторы" хотя-бы Солнечной системы?". Не упомяни Вы "+белок" я бы и словом не обмолвился! А Вы мне все про:
    Как до Вас не "дойдет" - объясните, пожалуйста, посредством каких технологий эти Ваши "глубоководные губки" строят свои пепелацы? И не нужно мне говорить о моей косности. По моему убеждению разумная жизнь (очень относительное понятие, между прочим!) может быть "построена из разных кирпичиков". Но Вы почему-то всем им приписываете типично земные технологии - одни "темные" астероидоподобные звездолеты, чего сто'ят! Ага - с квазипростанственными автоматическими коробками передач световых скоростей! )))) Смешно! И грустно одновременно... Ваша проблема состоит в том, что рассуждая о внеземных цивилизациях, Вы им приписываете и описываете использование типичных земных технологий. А это говорит, прежде всего о том, что все Ваши изыскания - не более, чем плод Вашей фантазии! Но читать их интересно! А Вам только и остается, что сказать мне в ответ с горечью/печалью/сожалением: "Эх не мечтатель Вы, Al_Magn!"...

4. » #11 написал: Damkin (7 апреля 2010 23:12)

К сожалению, не привел, так как я углеродной и кремниевой жизни не видел и  не знаю. Могу только предположить, что таковое возможно,  существует, например, в окрестностях Сатурна.
    Нельзя быть таким косным и заученным школьным истинам.
    Прежде, чем советовать насчет разбирательств по белку,  желательно понять, что каждый из нас понимает под углеродной, и кремниевой жизнью.
    Ваше знание энергетического метаболизма, присущего белковым телам похвально, плохо, что Вы считаете, что оно единственно возможное для организации процесса энергообмена живых существ и у Вас даже возникает мысли, что могут существовать другие варианты. Догматизм для ученого хуже во стократ, чем наличие фантазии.
    В данной формулировке необходимо пояснить также, что понимается под живым существом
    Тезисно, как я понимаю:
    Помнится, еще Энгельс давал определение жизни – как способ существования белковых тел. Одним из вариантов определения понятия живого существа – существо тело, которого функционирует на основе аминокислотных соединений.
    В свою очередь среди аминокислотных соединений можно выделить углеводородные,  кислородосодержащие,  кремнийорганические и прочие ( выделил только те которые названы вождями)
    Углеродная жизнь возможна в двух вариантах:
    1.    На базе соединений на основе кислородосодержащих аминокислот
    2.    На базе соединений на основе аммиачных аминокислот,

Первый вариант основа для образования полипептидов – белков и создания белковой жизни
    Второй вариант, когда атомы кислорода в органической молекуле замещаются  на имино-группу (=NH). Сера в соединении остается или также замещается на азот, а вместо воды в качестве универсального растворителя используется аммиак.
     Кроме того, выбор аммиака как растворителя исключает выгоды от использования кислорода как биологического реагента. Однако это не исключает возможности возникновения альтернативной жизни на планетах, где аммиак имеется в смеси с водой.
    КРЕМНИЕВАЯ ЖИЗНЬ - и возможная организация жизни, химической
    основой которой является не углерод, а кремний.
    Теоретически ученые допускали возможность существования "кремниевой жизни", но не находили таких доказательств на Земле; высказывались предположения о существовании кремниевой формы жизни на других планетах. Но относительно недавно и на Земле были обнаружены существа, в основе жизни которых лежит кремний, а не углерод. Это глубоководные губки, которым совсем не нужен солнечный свет; они способны развиваться и жить в кромешной тьме. Ученые сейчас изучают такое проявление жизни. Из этого примера следует очевидное: гипотезы о том, что и камни "живые" имеют под собой реальное обоснование и подтверждение.
    Например, Диатомовые водоросли — группа простейших, традиционно рассматриваемая в составе водорослей, отличающаяся наличием у клеток своеобразного «панциря». Панцирь состоит из двух половинок — эпитеки и гипотеки, причём эпитека больше, и её края заходят на края гипотеки. В результате деления клетки дочерние получают по одной половинке панциря и достраивают к ней меньшую. Очевидно, что из-за этого популяция постепенно мельчает и после нескольких делений клетки образуют ауксоспоры, не имеющие панциря. Ауксоспоры растут в объёме и впоследствии дают начало новому крупному поколению.
    Панцирь состоит из аморфного кремнезёма. Массовые скопления скелетов диатомовых образуют горную породу диатомит.
    Это начальная информация для раздумий для тех, кто привык к конструированию только белковых тел. Но можно, использовать сочетания Кремниевая жизнь+белки для того, чтобы часть тела была выполнена из силиконовых соединений, а часть из белковых. В технике примеров использования разнородных материалов – море, но когда речь идет о живых существах, то только – белки. Отчего такое ограничение возможностей конструкторов, которые обладают знаниями не в пример нашим-школьным.

5. » #10 написал: GudBay (7 апреля 2010 21:29)

Немного "фантастики"

Есть среди дыхательных пигментов в живом мире и искомый нами голубой цвет. Этот цвет придает крови пигмент гемоцианин, - на основе меди. И этот пигмент весьма широко распространен. Благодаря ему голубой цвет крови имеют некоторые улитки, пауки, ракообразные, каракатицы и головоногие моллюски (осьминоги, например).

Соединяясь с кислородом воздуха, гемоцианин синеет, а отдавая кислород тканям, - обесцвечивается. Но и на обратном пути – от тканей к органам дыхания – такая кровь не обесцвечивается полностью: формирование дыхательного пигмента гемоцианина на основе меди дает еще один фактор, дополнительно окрашивающий кровь в голубой цвет. Дело в том, что углекислый газ (СО2), выделяясь в ходе биологической деятельности клеток организма, соединяется с водой (Н2О) и образует угольную кислоту (Н2СО3), молекула которой диссоциирует (распадается) на ион гидрокарбоната (HCO3–) и ион водорода (Н+ ). Ион HCO3–, взаимодействуя с ионом меди (Сu2+ ), образует в присутствии воды соединения сине-зеленого цвета!

http://www.ufo.obninsk.ru/bog1.htm  "Родина Богов. Голубая Кровь." А.Скляров

6. » #9 написал: Редактор Al_Magn (7 апреля 2010 18:50)

Цитата: Тот еще
    Да - такие факты есть, да и идею панспермии никто особо не оспаривает. Однако благодаря каким технологиям эти "мелкие особи" (вирусы/микробы/бактерии), таки выжившие  в условиях космического пространства, строят свои "пепелацы" и нагло летают на них в пределах Солнечной Системы, при этом наплевав на тяготение? Как нас в том пытаются уверить некоторые энтузиазсты... Вот в чем вопрос!
    Цитата: Тот еще
    могу сказать, что замена на медь и кремний потенциально возможна. У белка гемоглобина заменяются центры окисления, с железа на медь. Будет не гемоглобин, а купроглобин )) Кажется, даже кровь искуственную делали (уже), голубую. Азотистые основания вроде тоже можно (гипотетически!) чем-то заменить. Это у биохимиков надо спрашивать, лучше молодых и незашоренных. У которых мысли не вошли в колею настолько глубокую, что из нее ничего уже не видно.
    Вообще эта тематика очень интересна! Может быть кто-нибудь из портальцев сможет дать пояснения?

7. » #8 написал: Тот еще (7 апреля 2010 17:40)

Цитата: Редактор Al_Magn

Сложно сказать определенно. Есть факты для анализа - например, сохранение не только клеток и вирусов в условиях космоса (на кометах), но и даже многоклеточных организмов.
    С другой стороны, для меня загадка, как рыбы и живые существа могут жить вна глубине 10 км, под огромным давлением? Да еще перегрызать тросы у начных кораблей, на которых те спускают батискафы и инструменты в глубину...
    Не так уж отличаются по экстремальности, условия глубин океана от космоса.
    Свойства вещества очень сильно зависят от его агрегатного состояния. Углерод и алмаз, самый известный пример. Сосулькой можно убить, а в воде разве что утопить - но зато это не сделаешь со льдом.
    Некоторые животные, кажется, кто-то вроде тюленей или морских кров - не помню точно, ныряет очень глубоко. При этом, они не набирают воздух! Наоборот, они его выдыхают! belay  Как же им удается нырять на десятки метров, без необходимого их мышцам воздуха? Оказывается, они включают перераспределение крови, отключая большую часть систем организма. Функционирует только мозг и мышцы...
    - Изменение свойств тканей и самого организма сильно зависит от сознания, которое, очевидно, влияет на "агрегатное состояние" организма. В связи с чем тот приобретает свойства и качества, которые отсутствовали у самих веществ (белков).Как пример можно вспомнить факиров - без содрогания не посмотришь, как они сгибают копья, упирая их в межключичную ямку, ложатся на гвозди и т.п. Очевидно, что в тот момент состояние их тканей (кожи) значительно отличается от состояния кожи в этих же местах у зрителей, приобретает дополнительные свойства. Или не приобретает, а включает то, что есть, но неактивно?
    В общем, с космосом надо экспериментировать. Главное, чтобы это не было как у япоцев, подразделение 373 или что-то в этом роде.

Цитата: Редактор Al_Magn

Спасибо за комплимент, уважаемый Редактор Al_Magn, боюсь, что сейчас я не смогу вспомнить, что там и как - единственное, могу сказать, что замена на медь и кремний потенциально возможна. У белка гемоглобина заменяются центры окисления, с железа на медь. Будет не гемоглобин, а купроглобин )) Кажется, даже кровь искуственную делали (уже), голубую.

Первое - искусственная кровь. Та самая легендарная "голубая кровь", создание которой в 80-х годах сопровождалось взрывом недостойных цивилизованных людей интриг, омрачилось трагедией самоубийства профессора Феликса Белоярцева. Зато потом, в Афганистане, блестяще подтвердились ее уникальные свойства, спасшие жизнь многим тяжело раненным. Именно мой нынешний собеседник руководил тогда клиническими испытаниями этого препарата. В нашей беседе он напомнил, что эксперименты выявили такие его качества, которые сначала даже не предполагались. В частности, "голубая кровь" является единственным средством для лечения жировой эмболии и периферического спазма сосудов. Более того, этот препарат показал себя великолепным защитником клеток - при самых тяжелых травмах, при ожогах клетки, "обработанные" перфторуглеродом, не разрушаются.

Перфторуглеродная кровь

И наконец, четвертое направление - реализация фантастической идеи: дышать в воде. Впрочем, причины, побуждающие ученых работать в этом направлении, далеки от фантастики. Мы все дальше и дальше уходим на дно морское в поисках нефти, металлов, золота, бороздим океаны подводными лодками. И когда случаются катастрофы, чрезвычайные ситуации и необходимо быстро подняться на поверхность, мы этого не можем: в крови вскипает азот, которого в воздухе почти восемьдесят процентов. Приходится поднимать потерпевших катастрофу медленно, с частыми остановками, и в результате иной раз на поверхность доставляются трупы. А что если заменить азот в дыхательной смеси фторуглеродом? Не газом, а жидкостью, которую насытить кислородом. И, оказывается, тогда можно поднимать человека с любой глубины со скоростью звука. А в его легких вместо воздуха будет пульсировать жидкий раствор.
         - Такое жидкостное дыхание мы проверили на животных, - говорит Виктор Васильевич. - Вводили собаке трубку в трахею, заполняли дыхательный контур перфторуглеродной жидкостью и вентилировали - прокачивали жидкость через легкие. Собака жила несколько часов. А лет за двадцать пять до этого подобные эксперименты проводили на мышах. Был даже фильм снят - мышь сидит в банке с перфторуглеродом, насыщенным кислородом, бойко шевелит усиками и чувствует себя великолепно.
         В свое время мне довелось увидеть этот фильм и испытать впечатление, граничащее с чуть ли не мистическим благоговением перед дерзновениями науки. К сожалению, именно это направление поиска, имеющее, несомненно, многообещающую перспективу, пока еще очень далеко от клинического решения. Вся проблема в самих перфторуглеродах, которые, напоминаю, в два раза тяжелее воды и через несколько часов непосредственного дыхания ими рвут легкие. Ученым нужен перфторуглерод, который был бы тяжелее воды не более чем в один и три десятых раза. Ведутся его интенсивные поиски, но... Дело в том, что перфторуглеродов много, несколько тысяч, а изучить ученым удалось пока что только шестьдесят соединений. И когда в своих поисках они набредут на перфторуглерод, отвечающий всем требованиям, предугадать невозможно. На это могут потребоваться месяцы, а могут и десятки лет, причем последнее вернее. Да и не только в этом проблема. Необходимо еще найти способ нейтрализовать негативное влияние перфторуглеродов на некоторые вещества в клетках.
         Короче говоря, работы впереди еще непочатый край. То, что пока удалось сделать, только верхушка айсберга. Но работа идет. И сегодня уже получен новый, можно сказать, неожиданный результат - искусственная кожа. При обширных ожогах перфторуглероды позволяют покрыть пораженные участки своего рода заменителем кожи, на котором растут клетки, сквозь который не проникает инфекция, и спасти пострадавших, ранее обреченных на гибель. Правда, пока еще искусственная кожа не совсем похожа на натуральную, женщины вряд ли стали бы показывать покрытые ею участки тела, но это уже вопрос времени и дальнейших экспериментов.
         - К сожалению, сегодня это стало главным вопросом, - говорит Виктор Васильевич. - Работа по всем направлениям оказалась практически свернутой из-за отсутствия средств. А то, что нам еще удается сделать, показывает, какие огромные, зачастую неожиданные перспективы открывают перед медициной перфторуглероды. Когда мы только начинали эту работу много лет назад, то думали, что все сведется только к одной газотранспортной функции - доставке кислорода к органам. К функции крови. А сейчас главный акцент делается на другом. Перфторуглерод - это препарат, который защищает клетки организма. А это очень важно при многих заболеваниях. Скажем, онкологических. Сейчас есть способ лечения злокачественных опухолей общей гипертермией, при которой температура тела повышается до 45 градусов. Нормальная клетка такую температуру выдерживает долгое время, а раковая живет только до 42 градусов, да и то пятнадцать минут. Затем погибает. Но здесь есть опасность: можно погубить эритроциты крови. Но достаточно ввести в организм небольшое количество перфторуглеродной эмульсии, и эта опасность отпадает. Более того, перфторуглерод делает раковые клетки более восприимчивыми к химиотерапии - они легче разрушаются. И таких новых способов применения перфторуглеродов мы открываем все больше и больше. Не буду рассказывать про все. Скажу только, что перфторуглероды, по моему глубочайшему убеждению, займут в медицине ХХI века одно из главных мест. <!-- *** конец текста *** -->

В России скоро будет создана искусственная кровь

8. » #7 написал: Редактор Al_Magn (7 апреля 2010 17:07)

Цитата: Тот еще
    Позволю себе вмешаться в обсуждение, уважаемый Тот еще. Вопрос ведь не в том, насколько те или иные организмы смогли приспособиться к условиям жизни, отличным от той темпиратурной и прочих "вилок", в которых мы пока благополучно существуем. Вопрос в том, насколько эти иные организмы способны построить нечто, бороздящее "просторы". С учетом таких элементарных факторов как денатурация белка при определенных обстоятельствах, влияние радиации и прочих "жесткостей".fellow Вашу мысль и юмор я оценил, а вот по поводу жизнеспособности конструкций "Углеродная жизнь+белок" и "Кремнивая жизнь+белок" остаюсь в полном неведении.winked

9. » #6 написал: Тот еще (7 апреля 2010 16:49)

Современные фантасты только наполовину домысливали возможность существования кремневой или углеродистой жизни, но не подозревали, что может быть сочетание белка+углеродная жизнь, белка+кремниваемая жизнь

Ув. Редактор Damkin, все эти "генетические катализаторы", боюсь, просто пудреж мозгов. Дело не в генах, и не в форме организации жизни. Дело в источнике энергии, "горючем"
    Впрочем, эту проблему пытаются  решить за счет оптимизации расходов внутри организма - дело хорошее, конечно, но принципиального решения в этой области нет.
    При фиксированном количестве "горючего" "завод" кончается, рано или поздно. Организм программированно начинает разрушаться. Клеточные часы смерти работают, количество делений клетки ограничено. Есть организмы, которым ничто, кроме запрограммированной гибели, не мешает жить практически вечно. Но, увы.

Насчет безкислородных форм жизни - с учетом того, что объем подземных вод в 10 раз больше объема морей и океанов на поверхности, стоит предположить широкие диапазоны приспособления организмов, живущих там... winked

10. » #5 написал: IlyaS (7 апреля 2010 16:42)

Модель информационного метаболизма.

по этой картинке отлично видно как можно управлять  осознанной реакцией человека))

11. » #4 написал: VP (7 апреля 2010 16:31)

дабы не искать на сайте "древних сичкиных":

МЕТАБОЛИЗМ, или обмен веществ, химические превращения, протекающие от момента поступления питательных веществ в живой организм до момента, когда конечные продукты этих превращений выделяются во внешнюю среду. К метаболизму относятся все реакции, в результате которых строятся структурные элементы клеток и тканей, и процессы, в которых из содержащихся в клетках веществ извлекается энергия. Иногда для удобства рассматривают по отдельности две стороны метаболизма – анаболизм и катаболизм, т.е. процессы созидания органических веществ и процессы их разрушения. Анаболические процессы обычно связаны с затратой энергии и приводят к образованию сложных молекул из более простых, катаболические же сопровождаются высвобождением энергии и заканчиваются образованием таких конечных продуктов (отходов) метаболизма, как мочевина, диоксид углерода, аммиак и вода.

Термин «обмен веществ» вошел в повседневную жизнь с тех пор, как врачи стали связывать избыточный или недостаточный вес, чрезмерную нервозность или, наоборот, вялость больного с повышенным или пониженным обменом. Для суждения об интенсивности метаболизма ставят тест на «основной обмен». Основной обмен – это показатель способности организма вырабатывать энергию. Тест проводят натощак в состоянии покоя; измеряют поглощение кислорода (О2) и выделение диоксида углерода (СО2). Сопоставляя эти величины, определяют, насколько полно организм использует («сжигает») питательные вещества. На интенсивность метаболизма влияют гормоны щитовидной железы, поэтому врачи при диагностике заболеваний, связанных с нарушениями обмена, в последнее время все чаще измеряют уровень этих гормонов в крови. См. также ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА.

Методы исследования. При изучении метаболизма какого-нибудь одного из питательных веществ прослеживают все его превращения от той формы, в какой оно поступает в организм, до конечных продуктов, выводимых из организма. В таких исследованиях применяется крайне разнообразный набор биохимических методов.

Использование интактных животных или органов. Животному вводят изучаемое соединение, а затем в его моче и экскрементах определяют возможные продукты превращений (метаболиты) этого вещества. Более определенную информацию можно получить, исследуя метаболизм определенного органа, например печени или мозга. В этих случаях вещество вводят в соответствующий кровеносный сосуд, а метаболиты определяют в крови, оттекающей от данного органа.

Поскольку такого рода процедуры сопряжены с большими трудностями, часто для исследования используют тонкие срезы органов. Их инкубируют при комнатной температуре или при температуре тела в растворах с добавкой того вещества, метаболизм которого изучают. Клетки в таких препаратах не повреждены, и так как срезы очень тонкие, вещество легко проникает в клетки и легко выходит из них. Иногда затруднения возникают из-за слишком медленного прохождения вещества сквозь клеточные мембраны. В этих случаях ткани измельчают, чтобы разрушить мембраны, и с изучаемым веществом инкубируют клеточную кашицу. Именно в таких опытах было показано, что все живые клетки окисляют глюкозу до СО2 и воды и что только ткань печени способна синтезировать мочевину.

Использование клеток. Даже клетки представляют собой очень сложно организованные системы. В них имеется ядро, а в окружающей его цитоплазме находятся более мелкие тельца, т.н. органеллы, различных размеров и консистенции. С помощью соответствующей методики ткань можно «гомогенизировать», а затем подвергнуть дифференциальному центрифугированию (разделению) и получить препараты, содержащие только митохондрии, только микросомы или прозрачную жидкость – цитоплазму. Эти препараты можно по отдельности инкубировать с тем соединением, метаболизм которого изучается, и таким путем установить, какие именно субклеточные структуры участвуют в его последовательных превращениях. Известны случаи, когда начальная реакция протекает в цитоплазме, ее продукт подвергается превращению в микросомах, а продукт этого превращения вступает в новую реакцию уже в митохондриях. Инкубация изучаемого вещества с живыми клетками или с гомогенатом ткани обычно не выявляет отдельные этапы его метаболизма, и только последовательные эксперименты, в которых для инкубации используются те или иные субклеточные структуры, позволяют понять всю цепочку событий.

Использование радиоактивных изотопов. Для изучения метаболизма какого-либо вещества необходимы: 1) соответствующие аналитические методы для определения этого вещества и его метаболитов; и 2) методы, позволяющие отличать добавленное вещество от того же вещества, уже присутствующего в данном биологическом препарате. Эти требования служили главным препятствием при изучении метаболизма до тех пор, пока не были открыты радиоактивные изотопы элементов и в первую очередь радиоактивный углерод 14C. С появлением соединений, «меченных» 14C, а также приборов для измерения слабой радиоактивности эти трудности были преодолены. Если к биологическому препарату, например к суспензии митохондрий, добавляют меченную 14C жирную кислоту, то никаких специальных анализов для определения продуктов ее превращений не требуется; чтобы оценить скорость ее использования, достаточно просто измерять радиоактивность последовательно получаемых митохондриальных фракций. Эта же методика позволяет легко отличать молекулы радиоактивной жирной кислоты, введенной экспериментатором, от молекул жирной кислоты, уже присутствовавших в митохондриях к началу эксперимента.

Хроматография и электрофорез. В дополнение к вышеупомянутым требованиям биохимику необходимы и методы, позволяющие разделять смеси, состоящие из малых количеств органических веществ. Важнейший из них – хроматография, в основе которой лежит феномен адсорбции. Разделение компонентов смеси проводят при этом либо на бумаге, либо путем адсорбции на сорбенте, которым заполняют колонки (длинные стеклянные трубки), с последующей постепенной элюцией (вымыванием) каждого из компонентов.

Разделение методом электрофореза зависит от знака и числа зарядов ионизированных молекул. Электрофорез проводят на бумаге или на каком-нибудь инертном (неактивном) носителе, таком, как крахмал, целлюлоза или каучук.

Высокочувствительный и эффективный метод разделения – газовая хроматография. Им пользуются в тех случаях, когда подлежащие разделению вещества находятся в газообразном состоянии или могут быть в него переведены.

Выделение ферментов. Последнее место в описываемом ряду – животное, орган, тканевой срез, гомогенат и фракция клеточных органелл – занимает фермент, способный катализировать определенную химическую реакцию. Выделение ферментов в очищенном виде – важный раздел в изучении метаболизма.

Сочетание перечисленных методов позволило проследить главные метаболические пути у большей части организмов (в том числе у человека), установить, где именно эти различные процессы протекают, и выяснить последовательные этапы главных метаболических путей. К настоящему времени известны тысячи отдельных биохимических реакций, изучены участвующие в них ферменты.

Клеточный метаболизм. Живая клетка – это высокоорганизованная система. В ней имеются различные структуры, а также ферменты, способные их разрушить. Содержатся в ней и крупные макромолекулы, которые могут распадаться на более мелкие компоненты в результате гидролиза (расщепления под действием воды). В клетке обычно много калия и очень мало натрия, хотя клетка существует в среде, где натрия много, а калия относительно мало, и клеточная мембрана легко проницаема для обоих ионов. Следовательно, клетка – это химическая система, весьма далекая от равновесия. Равновесие наступает только в процессе посмертного автолиза (самопереваривания под действием собственных ферментов).

Потребность в энергии. Чтобы удержать систему в состоянии, далеком от химического равновесия, требуется производить работу, а для этого необходима энергия. Получение этой энергии и выполнение этой работы – непременное условие для того, чтобы клетка оставалась в своем стационарном (нормальном) состоянии, далеком от равновесия. Одновременно в ней выполняется и иная работа, связанная со взаимодействием со средой, например: в мышечных клетках – сокращение; в нервных клетках – проведение нервного импульса; в клетках почек – образование мочи, значительно отличающейся по своему составу от плазмы крови; в специализированных клетках желудочно-кишечного тракта – синтез и выделение пищеварительных ферментов; в клетках эндокринных желез – секреция гормонов; в клетках светляков – свечение; в клетках некоторых рыб – генерирование электрических разрядов и т.д.

Источники энергии. В любом из перечисленных выше примеров непосредственным источником энергии, которую клетка использует для производства работы, служит энергия, заключенная в структуре аденозинтрифосфата (АТФ). В силу особенностей своей структуры это соединение богато энергией, и разрыв связей между его фосфатными группами может происходить таким образом, что высвобождающаяся энергия используется для производства работы. Однако энергия не может стать доступной для клетки при простом гидролитическом разрыве фосфатных связей АТФ: в этом случае она расходуется впустую, выделяясь в виде тепла. Процесс должен состоять из двух последовательных этапов, в каждом из которых участвует промежуточный продукт, обозначенный здесь X–Ф (в приведенных уравнениях X и Y означают два разных органических вещества; Ф – фосфат; АДФ – аденозиндифосфат):

Поскольку практически для любого проявления жизнедеятельности клеток необходим АТФ, неудивительно, что метаболическая активность живых клеток направлена в первую очередь на синтез АТФ. Этой цели служат различные сложные последовательности реакций, в которых используется потенциальная химическая энергия, заключенная в молекулах углеводов и жиров (липидов).

МЕТАБОЛИЗМ УГЛЕВОДОВ И ЛИПИДОВ

Синтез АТФ.

Анаэробный (без участия кислорода). Главная роль углеводов и липидов в клеточном метаболизме состоит в том, что их расщепление на более простые соединения обеспечивает синтез АТФ. Несомненно, что те же процессы протекали и в первых, самых примитивных клетках. Однако в атмосфере, лишенной кислорода, полное окисление углеводов и жиров до CO2 было невозможно. У этих примитивных клеток имелись все же механизмы, с помощью которых перестройка структуры молекулы глюкозы обеспечивала синтез небольших количеств АТФ. Речь идет о процессах, которые у микроорганизмов называют брожением. Лучше всего изучено сбраживание глюкозы до этилового спирта и CO2 у дрожжей.

В ходе 11 последовательных реакций, необходимых для того, чтобы завершилось это превращение, образуется ряд промежуточных продуктов, представляющих собой эфиры фосфорной кислоты (фосфаты). Их фосфатная группа переносится на аденозиндифосфат (АДФ) с образованием АТФ. Чистый выход АТФ составляет 2 молекулы АТФ на каждую молекулу глюкозы, расщепленную в процессе брожения. Аналогичные процессы происходят во всех живых клетках; поскольку они поставляют необходимую для жизнедеятельности энергию, их иногда (не вполне корректно) называют анаэробным дыханием клеток.

У млекопитающих, в том числе у человека, такой процесс называется гликолизом и его конечным продуктом является молочная кислота, а не спирт и CO2. Вся последовательность реакций гликолиза, за исключением двух последних этапов, полностью идентична процессу, протекающему в дрожжевых клетках.

Аэробный (с использованием кислорода). С появлением в атмосфере кислорода, источником которого послужил, очевидно, фотосинтез растений, в ходе эволюции развился механизм, обеспечивающий полное окисление глюкозы до CO2 и воды, – аэробный процесс, в котором чистый выход АТФ составляет 38 молекул АТФ на каждую окисленную молекулу глюкозы. Этот процесс потребления клетками кислорода для образования богатых энергией соединений известен как клеточное дыхание (аэробное). В отличие от анаэробного процесса, осуществляемого ферментами цитоплазмы, окислительные процессы протекают в митохондриях. В митохондриях пировиноградная кислота – промежуточный продукт, образовавшийся в анаэробной фазе – окисляется до СО2 в шести последовательных реакциях, в каждой из которых пара электронов переносится на общий акцептор – кофермент никотинамидадениндинуклеотид (НАД). Эту последовательность реакций называют циклом трикарбоновых кислот, циклом лимонной кислоты или циклом Кребса. Из каждой молекулы глюкозы образуется 2 молекулы пировиноградной кислоты; 12 пар электронов отщепляется от молекулы глюкозы в ходе ее окисления, описываемого уравнением:

У ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ главным источником энергии служит окисление глюкозы в тканях. Расщепление глюкозы, протекающее через ряд этапов, приводит к образованию соединения, называемого ацетилкоферментом А. С него начинается цикл реакций, непрерывно подпитываемый новыми порциями ацетилкофермента А. В ключевых точках этого процесса происходит выделение энергии с переносом двух электронов (на схеме –2e означает, что данная реакция идет с выделением энергии).У ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ главным источником энергии служит окисление глюкозы в тканях. Расщепление глюкозы, протекающее через ряд этапов, приводит к образованию соединения, называемого ацетилкоферментом А. С него начинается цикл реакций, непрерывно подпитываемый новыми порциями ацетилкофермента А. В ключевых точках этого процесса происходит выделение энергии с переносом двух электронов (на схеме –2e означает, что данная реакция идет с выделением энергии).

далее, статья - тут, на сайте "кругосвета"

ЛИТЕРАТУРА

Ленинджер А. Основы биохимии, тт. 1–3. М., 1985
    Страйер Л. Биохимия, тт. 1–3. М., 1985
    Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека, тт. 1–2. М., 1993
    Албертс Б., Брей Д., Льюс Д. и др. Молекулярная биология клетки, тт. 1–3. М., 1994

и

Информационный метаболизм

Информационный метаболизм – одно из ключевых и в то же время одно из наиболее размытых понятий соционики. Понятие "информационный метаболизм", или "информационно-энергетический метаболизм", заимствовано у польского психолога А. Кемпинского, который, однако, употреблял его в ином смысле, чем в соционике. Под "информационным метаболизмом" Кемпинский подразумевал интеллектуальный обмен, под "энергетическим" – силовое давление (примеры "энергетического метаболизма" у него, как правило, носят отрицательную окраску – например, концлагеря, узником которых он был).

Аугуста (А. Аугустинавичюте) положила в основу своей теории образное сравнение Кемпинского, что психика, подобно желудку, "питается" информационными сигналами, причём одни сигналы – полезны, а другие – вредны, истощают психику. Создавая Модель А, Аугуста попыталась объединить в ней сразу несколько явлений – процессы в психике индивидуума, его общение с другими индивидуумами и, наконец, информационные процессы в обществе. Наиболее слабым местом данной гипотезы является неопределённость и размытость понятий "информация" и "энергия". Ещё более слабым местом теории Аугусты является то, что не имея возможности исследовать природу психических функций Юнга, она попыталась подменить их "аспектами информационного метаболизма", имеющими будто бы фундаментальную философскую основу (материя — энергия, пространство — время, тело — поле, статика — динамика и т.п.).

Кроме того, такие противоречия в соционической теории породили разброд и шатание среди социоников, в том числе по поводу понимания того, что же такое соционический тип. Здесь можно выделить как минимум два противоположных направления.

"Информационный подход" (А.В.Букалов, О.В.Карпенко, В.Д.Ермак и др., а с другой стороны – якобы "антисоционик" Шиян). Его сторонники говорят о соционических типах как о "типах информационного метаболизма", причём считают, что данное понятие применимо не только к человеческой психике, но – в более глобальном смысле – вообще к "информации". Характерно, что подобные взгляды очень тесно пересекаются не только с паранаукой, но и с взглядами сторонников новой дисциплины – синергетики (теории самоорганизующихся систем), вышедшей из недр кибернетики. К сожалению, о научных контактах социоников с синергетиками и, в более широком смысле, с кибернетиками нам пока ничего не известно. Зато киевский Международный институт соционики с большой симпатией относится к ряду эзотерических направлений, отвергнутых научным миром.

Наиболее радикальные сторонники такого подхода рассуждают о типах информационного метаболизма неодушевлённых объектов или об интегральных типов народов.

"Социологический" подход (В.В.Гуленко, В.В.Мегедь, А.А.Овчаров, В.Н.Антошкин и др.). Его сторонники говорят о "социотипе", который рассматривают как миссию человека в обществе как носителя определённого рода деятельности, социальной роли. Соответственно информационный метаболизм они рассматривают как чисто социологическое явление, т.е. передачу инициативы от носителя одного рода деятельности – носителю другого рода деятельности. Сторонники "социологического подхода" не отвергают гипотезу об интегральных типов народов, но рассматривают её уже под социологическим углом зрения.

"Биопсихологический" подход (Е.С.Филатова, С.А.Богомаз, Д. и М. Лытовы, В.Л.Таланов и др.). Сторонники этого подхода считают, что проблема "информационного метаболизма" лежит в плоскости психологии, прежде всего, теории психологической совместимости, изучения природы восприятия и других психических процессов. До тех пор, пока мы не способны описать психику человека как хотя бы приблизительное подобие компьютера, нет смысла вводить в соционику "информационные" термины, они будут избыточными, не привязанными ни к каким реальным фактам.

"Лингвистический" подход (Е.Шепетько, тот же В.Д.Ермак, Е.А.Удалова, В.В.Миронов, Л.А.Кочубеева и др.). Сторонники этого подхода убеждены, что для носителей каждого из аспектов информационного метаболизма характерна своя лексика, что позволяет использовать лексические критерии при определении типа. Статьи с обзором и критикой данного подхода см. в разделе Соционика и психолингвистика.

Следует обратить внимание, что термин "энергоинформационный обмен" стал чрезвычайно популярным с конца 1980-х гг. среди сторонников различных эзотерических и паранаучных направлений ("теория торсионных полей", "теория МЭПВ", и т.п.). В научном мире распространено вполне обоснованное, к тому же подтверждающееся на каждом шагу мнение, что если термин "информация" употребляется не специалистом по компьютерному делу, а "энергия" – не физиком, значит, перед нами – явно ненаучный текст. Жаль, что соционики никак не учитывают эту тенденцию и не считают возможным на неё отреагировать.

Соционические публикации: ссылки
    1. Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм (1982) // СМиПЛ, 1995, № 2, повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 25 – 32.
    2. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма // СМиПЛ, 1995, № 1, повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 25 – 32.; первая публикация: Informacinio metabolismo modelis // Mokslas ir technika, Vilnius, 1980, № 4.
    3. Ермак В. Д. Архив статей разных лет (скачать).
    4. Савченко С.С. К вопросу об особенностях метаболизма у социоников.
    Соционические публикации: литература
    1. Аугустинавичюте А. Социон, или Основы соционики // СМиПЛ, 1996, № 4-5; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 33 – 102.
    2. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений (1982) // СМиПЛ, 1997, № 1-4; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 194 – 311.
    3. Ермак В.Д. Как научиться понимать людей. – М. Астрель. – 2003. – 523 стр.
    Альтернативные мнения: ссылки
    1. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. — М.: "Смысл", 1998. — 685 с.
    2. Древаль А.В. Интеллект ХХХ. Интеллектуальное чтение в жанре «научная фантазия. — М. Торус Пресс, 2005. — 316 с.
    3. Кругляков Э.П. Энергоинформационный бред пытаются легализовать // "НГ Наука", 1998, № 9 — приложение к "Независимой газете".
    4. Поляков А.О. Введение в основы информационной медицины. СПБ., 2005.
    5. Синергетика. Сайт С. П. Курдюмова.
    6. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке?
    7. Эткин В.А. Об энергоинформационном обмене. Резюме: "...Таким образом, так называемое энергоинформационное воздействие на поверку оказывается ничем иным, как обычным неравновесным энергообменом, несущим в себе упорядоченную составляющую. Именно эта составляющая совершает полезную работу и поддерживает систему в неравновесном состоянии. Поэтому разговоры о некотором особом "информационном" воздействии (без передачи энергии), из чьих бы уст (ученика или академика) они бы ни исходили, нельзя расценивать иначе, как заблуждение".
    Альтернативные мнения: литература
    1. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. — М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
    2. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. — М.: Наука: Физматлит. — 1997. — 185 с.
    3. Степанский В.И. Психоинформация. М: МПСИ, ФЛИНТА, 2006. - 136 с.
    4. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным явлениям. -М.: Мир. 1991. — 240 с., ил. — читать фрагмент из книги...
    5. Хакен Г., Хакен-Крель М. Тайны восприятия: синергетика — ключ к мозгу. — М.: Институт компьютерных исследований, 2002. — 271 с.
    6. Черенкова Л. В., Краснощекова Е. И., Соколова Л. В. Психофизиология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с., ил.

Картинка 2 из 480

Картинка 1 из 480

Картинка 5 из 480
    7. Общие закономерности информационного метаболизма.

12. » #3 написал: Редактор Al_Magn (7 апреля 2010 16:15)

"Ну Вы, блин, даете" (ц), уважаемый Damkin! Я раньше слышал, что существуют продукты человеческого метаболизма, теперь все больше убеждаюсь в существовании продуктов информационного метаболизма. Вот Вы привели примеры форм жизни "Углеродная жизнь+белок" и "Кремнивая жизнь+белок". Без обид, но я посоветовал бы Вам более детально изучить, что такое "белок". И предложить на суд общественности свое видение, каким образом описанные Вами монстры будут восполнять потери энергии и реализовывать тот самый метаболизм, о котором я сказал выше.

13. » #2 написал: VP (7 апреля 2010 13:43)

не фантасты, а вожди из древности.

кхм. я тут, эта, ежели "бухну" на этих выходных...так это, тож, "от древних вождей" - накалякаю пару-тройку "откровений". winked

от Damkim:
      Не получится, уважаемый VP, надо было бухнуть раньше и раньше сгенерировать такую идею. Однако в мире никто  ее не придумал до сих пор. Задним умом крепки все, чего же раньше не наколякали. Слишком революционна такая идея, чтобы ее можно было придумать за бухлом, а также допустить такую возможность жизни, будучи в трезвом виде современному биологу, а тем более летчику.

:: Моцарт. Концерт №23 ла-мажор. ::  - вот тут.

не говоря уж про Диснеевские мультики. wink

14. » #1 написал: Damkin (7 апреля 2010 13:36)

Вчера обменялись мнением с Князем о новой информации от старых приятелей:
      «Великие вожди» говорили, что во Вселенной существует три вида детей Солнца: Белковая жизнь, Углеродная жизнь + Белок и Кремниевая жизнь + Белок.
          В процессе проводимых исследований и работ по «ICC TRANSITION», была обнаружена универсальная система Здравоохранения. Данную Систему использовали и применяли «Великие вожди». Указанные знания использовались ими для усиления своего влияния и сохранения жизненных сил своему окружению, которое они желали оставить в живых.
             Система даёт следующие основные преимущества, перед «простым человеком»:
    1. Внешняя и внутренняя молодость;
    2. Продолжительность жизни;
    3. Появление сверхспособностей.

*** В начале, Система организует восстановление правильного Обмена веществ в организме Человека. Заводит часы его Омоложения. Организм начинает, самостоятельно, заменять Старый клеточный материал. Относительный процент замены составляет от 10% до 50%. Данное усиление организма происходит на Генетическом уровне. Положительный результат является Стабильным и Продолжительным. Систему приводит в действие генетический Катализатор «Великих вождей». Положительное воздействие Системы проверялось среди добровольцев S.A.S.F., на протяжении трёх лет.
            Кроме того, при помощи Катализатора восстанавливаются многие Органы и лечатся неизлечимые Болезни.

*** Заявки от Членов SASF in RF&CIS  принимаются по личному программному ключу, по телефонной связи или  корпоративной электронной почте

Я обращаю внимание не на последнюю часть сообщения (что то же, само по себе интересно), а на первые строки, о чем говорят великие "вожди", не фантасты, а вожди из древности.
    Для Domenus будет большим ударом, такое знание вождями существования жизни во Вселенной.
    Для меня вожди льют воду на мою мельницу о наличии разумных существ не просто во Вселенной, а именно в Солнечной системе!!!
    Лорицифер подтверждают слова вождей!!!

«    Сентябрь 2024    »