Специалисты Новосибирского государственного университета совместно с
химиками Института неорганической химии Сибирского отделения РАН нашли
способ заменить платину, которая обычно применяется в качестве
катализатора в топливных элементах. Вместо нее в аккумуляторных батареях
ученые предлагают использовать специально созданный ими «суперсплав» –
твердый раствор иридия и кобальта.
Обычно топливные элементы отличаются высоким коэффициентом полезного
действия, при этом они могут работать практически неограниченное
количество времени, если обеспечить им безостановочную подачу окислителя
совместно с топливом. В настоящее время в качестве катализатора
химических реакций в топливных элементах чаще всего используется
платина, однако ее нельзя считать идеальным вариантом для такого рода
применения.
Главный недостаток платины – это, разумеется, ее высокая цена, из-за
чего стоимость электродов резко возрастает и составляет более 70%
стоимости самого топливного элемента. Кроме того, в ходе использования
аккумуляторной батареи платина укрупняется или наоборот, растворяется. В
результате, металл теряет свои изначальные свойства, и топливный
элемент перестает работать.
В свою очередь, твердый раствор иридия и кобальта может полностью
заменить платину и даже продлить и улучшить работу топливных элементов.
Этот состав получают, многократно сплавляя металлическую стружку иридия и
кобальта под воздействием высоких температур. Стоит отметить, что
обычно этот метод занимает несколько месяцев, однако специалисты СО РАН
и Новосибирского университета нашли способ сократить данный процесс до
нескольких часов.
При этом немаловажно, что стоимость иридия в несколько раз меньше,
чем платины, а добавление кобальта делает новый катализатор,
разработанный новосибирскими учеными, еще более дешевым.
«Иридий в среднем в два раза дешевле платины. За счет добавления в
раствор неблагородного металла кобальта стоимость катализатора еще
больше снижается. Помимо этого, проявляется синергический эффект —
эффективность катализатора возрастает в результате слияния отдельных
частей в единую систему. Кобальт-иридиевый сплав работает так же, как
платина, и мы имеем ту же эффективность, но при низкой стоимости и более
продолжительном сроке службы», — поясняет специалист лаборатории
синтеза и физико-химических исследований новых композитных катализаторов
НГУ Евгений Филатов.
Российские ученые уже не раз удивляли мир своими открытиями, вот и на
этот раз они снова продемонстрировали недюжинные успехи в области
химии. Благодаря изобретению нового сплава, топливные элементы в скором
времени можно будет делать более дешевыми и эффективными.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+