Сталь теряет позиции: в РФ создали новейший способ производства двигателей
Специалисты Томского государственного
университета (ТГУ) создали первый в России 3D-принтер для монолитной
керамики. В 2017 году по заказу «Климова» (входит в Объединенную
двигателестроительную корпорацию) они намерены напечатать образцы
деталей вертолетных двигателей нового поколения.
«Наши ученые совместно с инженерами томской компании «ИнТех-М»
собрали опытно-промышленный образец первого в России 3D-принтера для
печати монолитной керамики. Сейчас они работают над запуском устройства в
производство. Также уже получен первый заказ на печать деталей
вертолетных двигателей», – цитирует ТАСС сообщение ректора вуза Эдуарда
Галажинского.
В ТГУ реализуется полный технологический цикл. Сначала
изготавливаются керамические порошки. Затем из них производятся
термопластичные пасты – «чернила» для принтера. После этого изделия
спекают при высокой температуре, благодаря чему они обретают нужные
свойства.
Фото: rostec.ru
«Элементы, которые печатают на этом принтере, сверхпрочные, и они
востребованы в аэрокосмической отрасли, химической и нефтегазовой
промышленности», – пояснил Эдуард Галажинский.
В частности, из такой керамики можно изготавливать корпуса микросхем
для спутников, в которых, по словам ректора ТГУ, заинтересовано
предприятие «Роскосмоса» – НПЦ «Полюс».
Еще одним заказчиком выступает «Климов». Компания создает для
вертолетов газотурбинную установку нового образца и нуждается в деталях
для двигателей. Через несколько месяцев вуз намерен продемонстрировать
«Климову» опытный образец из керамики, напечатанной на 3D-принтере.
«Чтобы повысить КПД газотурбинной установки, необходимо увеличить
рабочую температуру в горячей зоне до 1300–1500 °C. Ни один металл в
этом диапазоне температур и в химически агрессивной среде не работает. В
связи с этим конструкторы ищут новые материалы и новые способы
изготовления изделий из них», – пояснил старший научный сотрудник ТГУ
Владимир Промахов.
Керамика, напечатанная на 3D-принтере, по свойствам превосходит
высоколегированные стали, цветные металлы и твердые сплавы. Ранее
простого способа получения качественных изделий сверхсложной формы из
нее не существовало. Томским ученым удалось решить эту проблему с
помощью аддитивных технологий (послойного синтеза).
Параллельно в вузе создают порошковый материал, из которого будут
изготавливать детали двигателя с помощью лазерного выращивания. Его
также представят «Климову» в середине 2017 года.
Источник Источник: politpuzzle.ru.
Рейтинг публикации:
|