» » » Ученые попытаются создать модель Большого взрыва на БАК

Ученые попытаются создать модель Большого взрыва на БАК

30-03-2010, 01:25 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (3) | просмотров: (2 784)

Ученые Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) планируют новый эксперимент по столкновению пучков протонов, циркулирующих по 27-километровому туннелю Большого адронного коллайдера (БАК) - крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц, действующего близ Женевы.

Это стало возможным после того, как энергия протонов, движущихся по кольцу коллайдера, расположенного на 100 метровой глубине на границе Швейцарии и Франции, была увеличена 19 марта до рекордного показателя в 7 тераэлектронвольт (ТэВ).

Физики надеются при помощи анализа результатов «столкновения» частиц глубже проникнуть в тайны материи, достичь самых высоких из когда-либо изученных энергий. При самом оптимистичном исходе исследователи смогут воссоздать условия, существовавшие 13 млрд лет назад спустя долю секунды после Большого взрыва, приведшего, по одной из оценок, к возникновению нашей Вселенной. То есть, фактически приблизится к ответу, как же было создано то, что нас окружает.

«Имея два пучка, циркулирующих на скорости 3,5 ТэВ, мы находимся на грани запуска физической программы БАК», - объяснил директор ЦЕРН по ускорителям и технологиям доктор Стив Майерс. Он предупреждает, что быстро результата можно и не получить. «Просто вывести частицы на положение друг напротив друга это само по себе вызов: это все равно, что запустить две иголки с двух сторон Атлантики и сделать так, чтобы они врезались друг в друга посередине», - заметил он.

Генеральный директор ЦЕРН Рольф Хойер добавил, что БАК - это не то устройство, которое можно просто включить, и оно сразу же будет готово к работе. «Машина работает хорошо, но мы все еще находимся в стадии оценки», - сказал Хойер, добавив, что для того, чтобы столкнуть частицы, могут понадобиться часы или даже дни. Но, вполне возможно, что все произойдет намного быстрее. По крайней мере, журналистов, аккредитованных при ЦЕРН, попросили прибыть в центр еще затемно, предупредив, правда, что результат в первый день не гарантирован.

БАК, создание которого обошлось в 10 млрд швейцарских франков (9 млрд долларов), был впервые запущен в сентябре 2008 года, однако спустя несколько дней был остановлен из- за серьезных технических неполадок, когда плавление контактов в системе магнитов привело к выбросу нескольких тонн гелия в туннель БАК. После этого он был заново запущен в ноябре 2009 года, на этот раз успешно.

Коллайдер стал ставить один за другим рекорды энергии протонов, циркулирующих по его кольцу – они разгоняются практически до скорости света и удерживаются в пространстве благодаря тысячам сверхпроводящих магнитов общей длиной более 22 км, охлажденных до температуры минус 271 градусов. На нынешней энергии коллайдер будет работать в течение ближайших 18-24 месяцев.

В 2011 году БАК, являющийся крупнейшим инструментом исследования микромира, будет остановлен на годовую профилактику. За это время ученые намерены сделать новые улучшения, которые позволят запустить его в 2013 году уже на максимальной энергии – 14 ТэВ, передает ИТАР-ТАСС.

1. » #3 написал: VP (30 марта 2010 11:53)

Ученым пока не удается столкнуть протоны на коллайдере - ЦЕРН

ЖЕНЕВА, 30 мар - РИА Новости, Даниил Низамутдинов. Ученым Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) пока не удается приступить к первым столкновениям пучков протонов на Большом адронном коллайдере на рекордной энергии в 7 тераэлектронвольт из-за технических проблем, заявил глава ускорительного подразделения ЦЕРН Стив Майерс.

"У нас были небольшие проблемы с системой защиты магнитов", - сообщил он журналистам.

Новая система защиты магнитов и криогенных систем ускорителя была введена после произошедшей осенью 2008 года аварии, после которой ускоритель остановили на 14 месяцев для ремонта и модернизации.

Майерс пояснил, что проблемы возникли после того, как пучки протонов были введены в кольцо ускорителя и запущены в обоих направлениях. Началась процедура увеличения энергии до 3,5 ТэВ на пучок, однако на уровне 2,2 ТэВ она была приостановлена.

В данный момент специалисты проверяют настройку всех систем, проводят точную настройку и готовятся к новому запуску пучков. Если все пойдет нормально, то первые столкновения протонов можно ожидать после 11.00 по местному времени (13.00 мск).

Ученые запустили два пучка протонов в обоих направлениях 27-километрового туннеля коллайдера, расположенного на 100-метровой глубине на границе Швейцарии и Франции

Две последовательных попытки ученых Европейского центра ядерных исследований (CERN) начать программу физических исследований на Большом адронном коллайдере (БАК) закончились неудачей. Как сообщает ИТАР-ТАСС, во вторник в 04:00 и 08:00 по местному времени (06:00 и 10:00 по Москве) ученые запустили два пучка протонов в обоих направлениях 27-километрового туннеля коллайдера, расположенного на 100-метровой глубине на границе Швейцарии и Франции.

В обоих случаях пучки потерялись, причем во втором случае энергия заряженных частиц была доведена до 1,3 тераэлектронвольт. В то же время, как отметил руководитель международного эксперимента LHCb (The Large Hadron Collider Beauty experiment) Андрей Голутвин, ничего экстраординарного не произошло, так как речь идет об обычном рабочем моменте.

Как сообщалось ранее, после серьезной аварии, произошедшей в сентябре 2008 года, коллайдер отремонтировали, сделав систему защиты в 300 раз более чувствительной. Теперь система реагирует на малейшие отклонения от нормальных показателей.

Напомним, что основной целью ученых CERN является поиск так называемого "бозона Хиггса". По-другому его называют "божественной частицей", поскольку обнаружение этого загадочного элемента может помочь раскрыть тайны происхождения материи.

Физики надеются воссоздать условия, существовавшие 13 миллиардов лет назад после Большого взрыва, который, по одной из версий, привел к возникновению Вселенной. В рамках одного из экспериментов на коллайдере будет исследоваться кварк-глюонная плазма, которая должна возникать при столкновении разогнанных в ускорителе ионов свинца. По мнению ученых, именно такое состояние наблюдалось в первые мгновения после Большого взрыва.

Как сообщается, чуть позже сегодня пучки протонов будут снова инжектированы в БАК и сделана новая попытка разогнать их до 7 ТэВ - максимальной на данный момент для прибора. Тогда между элементарными частицами должны произойти столкновения, позволяющие начать исследования, на которые были выделены 10 млрд швейцарских франков (9 млрд долларов США).

Напомним, что БАК, самый дорогой в мировой истории физический прибор, стоимость установки которого превысила 6 миллиардов евро, был впервые запущен в сентябре 2008 года. Всего через несколько дней его остановили из-за серьезных технических неполадок – тогда плавление контактов в системе магнитов привело к выбросу нескольких тонн гелия в туннель коллайдера.

В ноябре 2009 года коллайден был отремонтирован и запущен заново. С тех пор ученые поставили несколько рекордов энергии протонов, циркулирующих по кольцу БАК- пучки протонов разгоняются практически до скорости света и удерживаются в пространстве благодаря тысячам сверхпроводящих магнитов общей длиной более 27 км.

Как сообщает РИА "Новости", ученые проведут рассчитанный на полтора-два года сеанс работы на половине проектной энергии. За это время физики надеются получить новые знания о строении материи. Новые данные о строении материи ученые рассчитывают получить после изучения следов столкновений протонов, зафиксированных детекторами.

Проектная энергия Большого адронного коллайдера составляет 14 тераэлектронвольт – это в семь раз превышает показатели американского коллайдера Тэватрон. Несмотря на такие возможности, после аварии ученые опасаются использовать всю мощность БАК, до конца 2011 года прибор будет работать на половинной энергии.

Как отмечает BBC, общественности не следует ждать сенсационных результатов работы ученых с БАК в скором времени, поскольку все полученные данные экспериментов нужно изучать и анализировать в течение длительного времени. Как говорят представители CERN, это случится не завтра, потребуются месяцы и годы кропотливой работы.

Кроме обнаружения "бозона Хиггса" при помощи БАК ученые надеются ответить на вопрос о судьбе антиматерии – исследователи собираются попытаться объяснить, почему, если в момент Большого взрыва возникло равное количество материи и антиматерии, антиматерии во Вселенной нет.

Отметим, что в прошлом году некоторые физики, проанализировав большое количество сбоев БАК, выдвинули на первый взгляд безумную идею о том, что, возможно, коллайдер сам строит помехи, так как противится открытию "несовместимого с природой" бозона Хиггса и темной материи.

БАК преподнес ученым неприятный сюрприз

30 марта, 13:09 | Борис ПЕТРОВ

Ученые Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) потерпели неудачу с БАК. Им не удалось произвести первые столкновения пучков протонов на рекордной энергии - 7 тераэлектронвольт (ТэВ). Причиной неудачи стали технические неполадки в системе защиты магнитов, заявил глава ускорительного подразделения ЦЕРН Стив Майерс.

Из-за аналогичных проблем БАК уже ломался осенью 2008 г., всего через неделю после пуска. На его восстановление и модернизацию потребовалось 14 месяцев. Нынешние трудности возникли после того, как пучки протонов ввели в кольцо ускорителя и запустили в обоих направления, сказал Майерс.

Ученые рассчитывали разогнать БАК до энергии 7 ТэВ. Однако уже на рубеже в 2,2 ТэВ у него возникли технические проблемы и процедура была прервана. Сейчас специалисты проверяют настройку всех систем и готовятся к повторному пуску. Планируется, что он состоится вскоре после 11:00 по местному времени (13:00 мск).

Если БАК удастся запустить на уровне 7 ТэВ, то в таком режиме он продолжит работу до конца 2011 года. На этом этапе протоны будут сталкиваться в 27-километровом кольце коллайдера, а его детекторы - фиксировать миллиарды появлений и распадов частиц. Исследователи надеются, что среди них могут оказаться совершенно новые. В случае успеха ученые остановят коллайдер на длительный срок, после чего ускоритель начнут готовить к переходу на проектную мощность в 14 тераэлектронвольт.

Большой адронный коллайдер - это ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжелых ионов и изучения продуктов их соударений. Гигантское устройство находится в кольцевом тоннеле на границе Франции и Швейцарии длиной 27 километров. Строить коллайдер начали еще в конце 1990-х гг. совместными усилиями европейских стран, в том числе России.

Первый пробный запуск состоялся в 2008 г., но из-за выявленных технических неисправностей коллайдер пришлось остановить на целых 14 месяцев. Повторно его запустили в ноябре 2009 года. С помощью БАК ученые надеются воссоздать условия, существовавшие во Вселенной сразу после Большого взрыва.

Постоянный адрес статьи:

Первую попытку столкновений на коллайдере сорвала гроза

ДУБНА (Московская область), 30 мар - РИА Новости. Первая попытка провести столкновение протонов в большом адронном коллайдере на рекордной энергии 7 тераэлектронвольт сорвалась из-за неполадок в энергосистеме на территории Франции, сообщил журналистам заместитель руководителя эксперимента CMS Альберт де Ройек.

"Попытка сорвалась из-за перебоя в энергосистеме на территории Франции, системы ЦЕРНа тут не при чем. Сейчас мы снова набираем энергию и ожидаем получить столкновение в течение ближайшего часа", - сказал ученый во время телемоста с Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне.

В свою очередь руководитель группы CMS ОИЯИ Анатолий Зарубин пояснил, что причиной неполадок стала гроза.

"Со стороны Франции было отключение энергии, пошел дождь, и произошло отключение. Такие события происходили и раньше", - пояснил Зарубин.

Отвечая на вопрос о том, какие события сегодня можно ожидать на большом адронном коллайдере, де Ройек пояснил, что ученые надеются зафиксировать с помощью детектора CMS первые 10 тысяч столкновений протонов.

Большой адронный коллайдер был вновь запущен после годичного перерыва 20 ноября 2009 года. Создание установки началось в конце 1990-х годов, а в сентябре 2008 года она была торжественно запущена: физики успешно провели пучки протонов в обоих направлениях. Уже через неделю на ускорителе произошла крупная авария, связанная с выходом одного из магнитов из сверхпроводящего состояния.

Как показало расследование, причиной аварии стали дефектные электрические контакты, соединяющие сверхпроводящие кабели. В некоторых из них между медными стабилизаторами и сверхпроводящим кабелем были пустоты. В течение года специалисты ЦЕРНа проводили работы по повышению надежности электрических соединений между системой питания магнитов и устанавливали систему защиты QPS, которая предохраняет сверхпроводящие магниты от подобных аварий.

ЦЕРН начал новую попытку столкновения протонов в коллайдере

ЖЕНЕВА, 30 мар - РИА Новости, Даниил Низамутдинов. Ученые Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) возобновили эксперименты, в ходе которых они намерены впервые провести столкновения пучков протонов в Большом адронном коллайдере на рекордной энергии в 7 тераэлектронвольт.

"Пучки протонов введены в ускоритель, начался процесс увеличения энергии", - сказал представитель ЦЕРН.

В данный момент энергия достигла 1 ТэВ. Увеличение мощности до 7 ТэВ (3,5 ТэВ на пучок) займет около 30 минут. Если все пойдет нормально, то после доведения энергии до 7 ТэВ будут произведены столкновения протонов.

Две предыдущие попытки ранее во вторник завершились неудачей из-за небольших проблем с новой системой безопасности магнитов и криогенных систем, в результате чего пучки были потеряны.

По словам руководителя эксперимента Андрея Голутвина, проблемы были вызваны внешними факторами - их спровоцировал небольшой сбой в энергосистеме Женевы.

Коллайдер снова запускают. Ученые пытаются проникнуть в тайну возникновения Вселенной

Приблизиться к ответу на один из главных вопросов, до сих пор не решенных современной наукой - как возник окружающий нас мир, пытаются сегодня европейские ученые. На Большом адронном коллайдере (ФОТО) - крупнейшем в мире ускорителе заряженных частиц, построенном в 2008 году под Женевой - впервые воспроизводят условия, аналогичные создавшимся доли секунды после Большого взрыва, то есть в момент возникновения Вселенной. Прямую трансляцию из Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) вел сайт Вести.Ru.

Что делает БАК. Большой адронный коллайдер ускоряет до скорости, близкой к скорости света, направленные навстречу друг другу и закрученные в противоположных направлениях пучки протонов - частиц, являющихся "материалом" для ядра атома. Столкновения частиц, при котором выделяется огромная энергия, фиксируются специальными устройствами - детекторами. Затем ученые анализируют полученные результаты, пытаясь найти следы редких частиц или частиц, находящихся в нетипичном для них состоянии.

На рекордную мощность в 7 тераэлектронвольт (ТэВ) (3,5 ТэВ на каждый пучок) коллайдер был выведен еще 18 марта. Сегодня же в БАК запустили протоны и надеются зафиксировать их первые столкновения. Надежда эта довольно велика, раз в ЦЕРН даже пригласили журналистов. Исследователи пригласили присутствовать при эксперименте журналистов именно сегодня. Но нужно помнить, что заставить столкнуться два протона в трубе коллайдера - задача, по сложности сравнимая со столкновением двух иголок, брошенных навстречу друг другу с разных сторон Атлантики. Поэтому скорый результат, разумеется, не гарантирован.

Предыдущий "энергетический" рекорд БАК - столкновение двух пучков с энергией 2,36 ТэВ каждый (т.е. суммарной энергией 4,72 ТэВ) - был установлен в ноябре прошлого года. Тогдашний эксперимент показал, что БАК работает нормально. Кроме того, БАК таким образом впервые официально превзошел по мощности своего американского конкурента - коллайдер "Тэватрон" в Национальной ускорительной лаборатории им. Энрико Ферми, расположенный неподалеку от Чикаго. Даже сегодняшние 7 ТэВ - это всего лишь половина проектной мощности БАК. Однако сгенерировать свои максимальные 14 ТэВ женевский коллайдер сможет только после годичного перерыва на ремонт и доработку, который начнется в конце 2011 года.

Однако с утра во вторник удача ученым не сопутствовала. Около 10 утра по московскому времени в коллайдер были загружены частицы и начался их разгон, но уже в 11, когда исследователи надеялись зафиксировать первые столкновения, пучок протонов был потерян из-за проблем с подачей электропитания. Ученые все исправили, начали разгон вновь, и - опять неудача, начал нагреваться один из разгоняющих частицы магнитов. Магниты могут работать только при температурах, близких к абсолютному нулю (минус 273 градуса по Цельсию).

Около 13:20 МСК магниты достаточно охладились, причина неполадок вроде бы была установлена, и в БАК снова стали загружать протоны. Кстати, получают их довольно просто - из водорода. Атом этого элемента является самым простым в природе - его составляют один протон и один электрон. С помощью специальной аппаратуры атомы водорода лишают всех электронов, в остатке ученые получают "чистые" протоны. Их и загружают в коллайдер для разгона и столкновения.

Ради чего же тратятся огромные деньги (создание БАК обошлось в 9 миллиардов долларов) и усилия сотен лучших европейских, в том числе и российских, ученых? Одна из главных задач - обнаружить материально подтверждение существования пока "открытого" лишь в теории "бозона Хиггса" - частицы, которую журналисты окрестили "частицей бога".

Бозон Хиггса - пока теоретически вычисленная элементарная частица, которая, согласно так называемой "стандартной модели", придает массу более крупным частицам - протонам и нейтронам, а, значит, и всей материи во Вселенной. Именно такое свойство этой "частицы бога" вызывает до сих пор страхи, что ее искусственное получение приведет к цепной реакции непроизвольного роста массы и превратит нашу планету в "черную дыру". Однако до сих пор бозон Хиггса так и не был обнаружен экспериментально, хотя, например, его не устают искать американские исследователи на том же "Тэватроне". Максимальной мощности чикагского коллайдера для того, чтобы "вышибить" из протонов "частицу Бога", явно недостаточно. Именно потому физики всего мира возлагают такие большие надежды на коллайдер, принадлежащий ЦЕРНу. Другая теория, которую надеются подтвердить с помощью БАК - теория суперсимметрии, согласно которой у всех известных нам частиц есть "зеркальные" близнецы. Кроме того, есть надежда доказать существование "темной материи".

Даже если столкновения все-таки произойдут и будут успешно зафиксированы, не стоит надеяться, что научная картина мира претерпит серьезные изменения уже сегодня. Фиксация результатов столкновения частиц, разогнанных до огромных скоростей - лишь первый этап большой и трудоемкой работы. "Крупные открытия могут быть сделаны лишь тогда, когда мы зафиксируем миллиарды событий (столкновений частиц - Вести.Ru) и выделим среди них самые редкие события, которые расскажут нам о новых состояниях материи или новых частицах", - пояснил в интервью BBC Гвидо Тонелли, работающий на одной из установок БАК - детекторе частиц CMS. По его словам, на то, чтобы сделать выводы из полученных сегодня результатов, придется потратить "месяцы и даже годы".

БАК, создание которого обошлось в 10 миллиардов швейцарских франков (9 миллиардов долларов), был впервые запущен в сентябре 2008 года, однако спустя несколько дней был остановлен из-за серьезных технических неполадок, когда плавление контактов в системе магнитов привело к выбросу нескольких тонн гелия в туннель БАК. После этого он был заново запущен в ноябре 2009 года, на этот раз успешно. Коллайдер стал ставить один за другим рекорды энергии протонов, циркулирующих по его кольцу - они разгоняются практически до скорости света и удерживаются в пространстве благодаря тысячам сверхпроводящих магнитов общей длиной более 22 км, охлажденных до температуры минус 271 градусов.

Протоны впервые столкнулись в коллайдере на рекордной энергии

РИА "Новости" | 15:20:45

В Большом адронном коллайдере впервые успешно произошло столкновение протонов на рекордной энергии в 7 тераэлектронвольт. Сотрудники ЦЕРН встретили достижение, которое в три раза больше прежнего рекорда, аплодисментами. Новый рекорд фактически означает начало нормальной работы коллайдера, который теперь начнет двухгодичной сеанс "набора статистики" на суммарной энергии 7 тераэлектронвольт, что составляет половину его проектной мощности.

Постоянный адрес новости:

Коллайдер столкнул протоны с рекордной энергией

текст: Иван Панин/Infox.ru

Впервые в лабораторных условиях удалось столкнуть два пучка протонов с суммарной энергией 7 тераэлектрон-вольт. Большой адронный коллайдер готов к проведению физических экспериментов, для которых он создавался.

Специалисты Европейского центра ядерных исследований (CERN) впервыестолкнули в Большом адронном коллайдере (БАК) два пучка протонов с суммарнойэнергией 7 тераэлектрон-вольт.

Успешному опыту сегодня предшествовали несколько попыток получить два стабильных пучка протонов. Новая система защиты останавливала эксперимент каждый раз, когда отмечалось даже малейшее отклонение от нужных показателей. Однако в итоге эксперимент удался значительно быстрее, чем предполагалось. Специалисты CERN допускали, что первых столкновений придется ждать несколько дней.

Один пучок протонов удалось получить к 13.17 мск, но второй пучок заглох. О наличии двух пучков CERN объявил в 13.38 мск. Через 11 минут специалисты подтвердили, что эксперимент идет нормально. А к 14.11 мск удалось достичь половины требуемой энергии -- 1,75 ТэВ. В 14.30 мск специалисты CERN заявили об энергии 3 ТэВ, а в 14.41 мск -- уже о 3,5 ТэВ, после чего началась подготовка непосредственно к столкновению, о котором объявили в 15.01 мск.

Столкновение с суммарной энергией 7 ТэВ -- ранее недостижимый для физиков эксперимент. Что он может дать, пока не известно. Ученые надеются, что получится зарегистрировать новые физические проявления (например рождение бозона Хиггса), но фактический результат пока придется подождать.

На пороге открытий

«С двумя пучками в 3,5 ТэВ мы оказываемся на пороге старта программы исследований, запланированных с помощью БАК», -- заявил специалист CERN по ускорителям Стив Майерс, когда впервые удалось получить один пучок протонов с энергией 3,5 ТэВ. Но он же тогда добавил, что предстоит провести большую работу, прежде чем получится расположить два пучка на одной линии. «Это все равно что пытаться столкнуть пару игл, запущенных над Атлантикой», -- сравнил ученый.

Директор CERN Рольф Хойер в свою очередь напомнил, что создание БАК еще не завершено. По мере увеличения сложности опытов специалистам приходится дорабатывать систему. В частности, улучшать защитные механизмы. «Мы находимся на этапе ввода в эксплуатацию», -- подчеркнул Хойер. Он добавил, что может потребоваться не один день, прежде чем получится столкнуть два пучка с энергией 3,5 ТэВ.

Текущая серия экспериментов началась 20 ноября 2009 года, когда удалось получить пучок протонов с энергией 0,45 ТэВ. К 30 ноября ученые подняли энергию до 1,18 ТэВ. До того как коллайдер временно выключили 16 декабря, экспериментаторы смогли столкнуть пучки с суммарной энергией 2,36 ТэВ.

Всего в 2009 году четыре основных детектора БАК -- ALICE, ATLAS, CMS и LHCb -- зарегистрировали более миллиона столкновений, данные о которых сейчас распределены между исследователями для анализа. Как отмечается в сообщении CERN, вскоре ожидается выход первых научных статей с материалами по столкновению пучков и работе БАК.

После достижения энергии 2,36 ТэВ специалисты БАК сделали технический перерыв, чтобы подготовить оборудование к более серьезным экспериментам, требующим получения высоких энергий. В частности, во время паузы провели профилактические работы, улучшили защитные системы.

19 марта CERN объявил, что впервые удалось получить пучок протонов с энергией 3,5 ТэВ. Теперь же впервые удалось столкнуть два таких пучка. Это означает, что на БАК начинается постоянная экспериментальная работа, которая будет продолжаться 18-24 месяцев с небольшим перерывом в конце 2010 года.

2. » #2 написал: GudBay (30 марта 2010 11:10)

В Опере не открылась трансляция, в IE работает нормально  smile

3. » #1 написал: VP (30 марта 2010 09:21)

Ученые намерены воссоздать модель Большого взрыва

Физики надеются при помощи анализа результатов
    "столкновения" частиц глубже проникнуть в тайны материи.

Ученые Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) надеются, что сегодня им удастся произвести столкновения пучков протонов, циркулирующих по 27-километровому туннелю Большого адронного коллайдера (БАК) - крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц, действующего близ Женевы. Это стало возможным после того, как энергия протонов, движущихся по кольцу коллайдера, расположенного на 100-метровой глубине на границе Швейцарии и Франции, была увеличена 19 марта до рекордного показателя в 7 тераэлектронвольт (ТэВ), сообщает ИТАР-ТАСС.

Физики надеются при помощи анализа результатов "столкновения" частиц глубже проникнуть в тайны материи, достичь самых высоких из когда-либо изученных энергий. При самом оптимистичном исходе исследователи смогут воссоздать условия, существовавшие 13 миллиардов лет назад спустя долю секунды после Большого взрыва, приведшего, по одной из оценок, к возникновению нашей Вселенной. То есть, фактически приблизится к ответу, как же было создано то, что нас окружает.

"Имея два пучка, циркулирующих на скорости 3,5 ТэВ, мы находимся на грани запуска физической программы БАК", - объяснил директор ЦЕРН по ускорителям и технологиям доктор Стив Майерс. Он предупреждает, что быстро результата можно и не получить. "Просто вывести частицы на положение друг напротив друга это само по себе вызов: это все равно, что запустить две иголки с двух сторон Атлантики и сделать так, чтобы они врезались друг в друга посередине", - заметил он.

Генеральный директор ЦЕРН Рольф Хойер добавил, что БАК - это не то устройство, которое можно просто включить, и оно сразу же будет готово к работе. "Машина работает хорошо, но мы все еще находимся в стадии оценки", - сказал Хойер, добавив, что для того, чтобы столкнуть частицы, могут понадобиться часы или даже дни. Но, вполне возможно, что все произойдет намного быстрее. По крайней мере, журналистов, аккредитованных при ЦЕРН, попросили прибыть в центр еще затемно, предупредив, правда, что результат в первый день не гарантирован.

БАК (ФОТО), создание которого обошлось в 10 миллиардов швейцарских франков (9 миллиардов долларов), был впервые запущен в сентябре 2008 года, однако спустя несколько дней был остановлен из-за серьезных технических неполадок, когда плавление контактов в системе магнитов привело к выбросу нескольких тонн гелия в туннель БАК. После этого он был заново запущен в ноябре 2009 года, на этот раз успешно. Коллайдер стал ставить один за другим рекорды энергии протонов, циркулирующих по его кольцу - они разгоняются практически до скорости света и удерживаются в пространстве благодаря тысячам сверхпроводящих магнитов общей длиной более 22 км, охлажденных до температуры минус 271 градусов. На нынешней энергии коллайдер будет работать в течение ближайших 18-24 месяцев. В 2011 году БАК, являющийся крупнейшим инструментом исследования микромира, будет остановлен на годовую профилактику. За это время ученые намерены сделать новые улучшения, которые позволят запустить его в 2013 году уже на максимальной энергии - 14 ТэВ.

На сайте Вести.Ru в 11:00 смотрите прямую трансляцию эксперимента по столкновению частиц в Большом адронном коллайдере. Ученые рассчитывают воспроизвести условия Большого взрыва, в результате которого возникла наша Вселенная.