Система навигации и связи «Позиционер», разработанная
санкт-петербургским концерном «Океанприбор» и состоящая из необитаемых
подводных аппаратов (АНПА), гидроакустических буев с аппаратурой
спутниковой связи «Гонец-Д1М» и навигации ГЛОНАСС, позволит подводному
беспилотнику с точностью до миллиметров определять собственное
местоположение на глубине в несколько километров.
Подводные
роботы патрулируют районы на глубине до восьми км, ориентируясь по
находящимся на дне гидроакустическим буям-маякам. В них заложены
сверхточные координаты, получив которые, беспилотник уточняет свое
местоположение и продолжает движение. Также буи служат для передачи
информации на поверхность, пишет газета «Известия».
«Первым районом развертывания станет дно вблизи газодобывающей морской платформы «Приразломная» «Система
полностью готова к развертыванию, – сообщил официальный представитель
концерна «Океанприбор» Павел Мартышкин. – Первым районом развертывания
станет дно вблизи газодобывающей морской платформы «Приразломная». На
базе наших средств планируется создание глобальной информационной
сетецентрической системы подводного мониторинга и обслуживания районов
нефтедобычи. Одну из них для Арктики концерн планирует выполнить в
рамках опытно-конструкторской работы «Информативность» по заказу
Минпромторга».
В системе «Позиционер» предполагается использовать
несколько типов буев: подводные, плавающие и даже вмораживаемые в лед.
Аппаратная часть буя состоит из радио- и гидроакустической частей с
общей системой электропитания, помещенных в корпус из пластмассы. В то
же время в состав радио- и гидроакустического оборудования входят
ультракоротковолновая радиостанция, приемник ГЛОНАСС, комплект системы
спутниковой связи «Гонец-Д1М» и аппаратура подводной связи с роботами.
В
дрейфующем варианте аппаратная часть буя помещается в защитный корпус с
поплавками, в которых находятся дополнительные элементы питания. А вот
вмораживаемый буй комплектуется специальным высокопрочным
термоконтейнером с высокой тепловой изоляцией. Буи имеют три режима работы. При первом изделие получает информацию по
спутниковым каналам связи, запоминает и по требованию робота передает
ее.
При втором режиме – «диалог» – буй связывает по радиоканалу
УКВ-диапазона в режиме реального времени береговые, воздушные, морские
центры управления с подводными роботами. Такой обмен данными позволяет
не только знать, где находится робот и какие задачи он решает, но и
непрерывно управлять им.
Третий режим самый простой. Робот
действует абсолютно автономно и только сверяет свои координаты с буями,
корректируя курс. В экстренном случае беспилотник может подать сигнал
SOS, сообщив о прекращении глубоководной миссии.
«Лидером в
области создания перспективных автономных систем сегодня считаются США, –
сообщил профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. – На эти цели
ежегодно тратиться около 70 млрд долларов. Американское агентство
перспективных исследований Пентагона DARPA совместно с рядом частных
компаний реализует программу Poseidon, подводный аналог системы
глобальной навигации GPS. Она позволит подводным лодкам и беспилотникам
не только ориентироваться в подводном режиме, но и обмениваться
информацией. Ожидается, что ее испытания начнутся в 2018 году».
«Россия
включилась в гонку за лидером с опозданием на 15 лет и, по западным
оценкам, тратит сегодня на военный НИОКР около 4–5 млрд долларов. Но мы
уже занимаем лидирующее положение в области разработки автономных
необитаемых подводных аппаратов и систем управления ими», – добавил он. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|