В Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г. М. Бериева разработан проект четырехместного самолета-амфибии Бе-101. Проект рассматривался как учебный для подготовки кадров при проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по проектированию самолета с планером из композиционных материалов, строительстве опытных образцов, испытаниях, сертификации и серийном производстве самолета в ТАНТК им. Г. М. Бериева, создания структуры реализации самолета и его послепродажного обслуживания.
ТАНТК им. Г. М. Бериева – одна из крупнейших и единственная фирма России, имеющая опыт проектирования и строительства летающих лодок и самолетов-амфибий. С 1934 года комплекс разработал, построил и испытал более 20 типов самолетов, большинство из которых строилось серийно, находилось и находится до настоящего времени на вооружении ВВС России и других стран.
Одними из последних разработок ТАНТК им. Г. М. Бериева являются самолет-амфибия А-40 «Альбатрос», многоцелевой самолет-амфибия нового поколения Бе-200, легкий многоцелевой самолет-амфибия Бе-103.
В разные периоды времени на предприятии работал итальянский инженер и коммунист Роберто Бартини. Возглавляемое им КБ разработало проект вертикально взлетающего самолета-амфибии. Были построены опытные экземпляры и начаты их испытания.
Одним из последних крупных проектов выполненных ТАНТК им. Г. М. Бериева является перенос производства самолета-амфибии Бе-200 из Иркутска в Таганрог. Выкатка первого самолета собранного в Таганроге состоялась 30 мая. При переносе производства в конструкцию самолета внесены существенные изменения, связанные установками оборудования и внедрения цифровых технологий проектирования и изготовления агрегатов и систем самолета.
«В последние годы в авиастроении стремительно меняются и методы проектирования и материалы применяемые для изготовления планера самолетов. Для получения опыта проектирования силовых конструкций на основе полимерных композиционных материалов руководство предприятия в 2005 году решило спроектировать новый самолет и использовать его для обучения конструкторов и инженеров ОКБ и производства. В выполнении работ по проекту приняло участие более 100 специалистов предприятия», – говорит ведущий конструктор проекта Валерий Принцыпар.
ТАНТК им. Г. М. Бериева практически завершили выпуск КД, на 50% проведена подготовка производства включающая проектирование и изготовление оснастки и начато изготовление деталей и агрегатов планера.
На основании проведенных маркетинговых исследований и проведенных технико-экономических анализов Принцыпар считает, что в случае запуска самолета в серийное производство может получиться самолет-амфибия лучшая в своем классе.
Четырехместная машина способна поднять в воздух пилота и трех пассажиров, ее можно использовать и для обучения, при этом на правом месте размещается инструктор. У нашего самолета полностью «стеклянная кабина» – вся информация пилоту выдается на два ЖК-монитора. Самолет-амфибия может эксплуатироваться как в существующей инфраструктуре, так и вне сети аэродромов, базируясь на небольших водоемах, содержащих простейший выход на берег.
На фото: аксонометрическая проекция, вид сверху и вертикальный разрез Бе-101.
Личное дело: Бе-101
Максимальная дальность полета на высоте до 3000 м – 1000 км.
Бе-101 может садиться и взлетать при высоте волны в 0,4 м.
Максимальная скорость – 270 км/час.
Бе-101 может использоваться:
- в коммерческой эксплуатации:
- пассажирские перевозки;
- перевозка мелких грузов;
- в качестве частного самолета;
- специального применения:
- патрулирование;
- экологический мониторинг;
- санитарные перевозки;
- поиск и спасение на воде.