На
КАЗе начали восстанавливать уникальное оборудование, которое, по
легенде, включали только ночью, чтобы не обесточить полгорода.
Восстановление
ключевых технологий для производства Ту-160 начали на Казанском
авиазаводе. Как узнал "БИЗНЕС Online", подписан график изготовления
важнейшей части будущего ракетоносца (по всей видимости, речь идет о
первой опытной машине) — титановой центральной балки. Эксперты указывают
на важность момента и напоминают, что после развала СССР "титановый"
цех попросту "разбомбили". На заводе признают, что многое "в запущенном
состоянии", даже документов не сохранилось.
С ТОЧНОСТЬЮ ДО ДОЛИ МИЛЛИМЕТРА
Уникальную
технологию начали восстанавливать на Казанском авиационном заводе им.
Горбунова — филиале ПАО "Туполев" (КАЗ). Речь идет о вакуумном отжиге и
сварке узлов из титана, для чего некогда использовались установки
электронно-лучевой сварки (ЭЛУ-24) и отжига (УВН-45). На фоне новостного
затишья по теме возобновления производства Ту-160 об этом сообщает
заводская газета "Вперед!".
Напомним, в марте КАЗ заключил
два контракта на восстановление оборудования для производства Ту-160,
оба должны быть выполнены до 30 марта 2017 года. ПАО "Электромеханика"
(Ржев) обязалось за 948 млн. рублей привести в порядок УВН-45. А вот
подрядчика для восстановления ЭЛУ-24 тогда не определили. Как пишет
заводская газета, им стало ижевское ОАО "НИТИ "Прогресс". Ему заплатят
710 млн. рублей. А всего, получается, 1,7 млрд. — сумма немаленькая
всего лишь для ремонта двух установок. Что в них такого важного?
Во
второй половине 70-х подготовка к строительству Ту-160 потребовала
тотальной реконструкции КАЗа. Среди прочего был построен новый корпус с
цехом механической сборки титановых узлов и упомянутыми выше
установками. Появилось уникальное оборудование для работы с 20-метровыми
монолитными плитами переменной толщины из титановых сплавов, ведь из
них сделано 38% конструкции Ту-160.
"Хребтом"
бомбардировщика можно назвать центральную титановую балку длиной 12,4 м и
шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные элементы
планера. Например, на ее шарнирные узлы навешивались крылья. Для
изготовления балки был разработан технологический процесс
электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. "Титан, как
известно, не варится на воздухе — начинает гореть, и ничем его не
затушишь, поэтому это делают либо в вакууме, либо в нейтральной среде, —
рассказал „БИЗНЕС Online" советник премьер-министра РТ Назир Киреев. —
При сварке все должно идти очень точно — все исчисляется буквально
долями миллиметра".
Балка фрезеровалась из двух половин и
сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и
флюсами. В научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до
сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться
национальным приоритетом страны. "Такая сварка тогда была только на
Казанском авиазаводе, и появилась она только в связи с Ту-160, —
напомнил Киреев. — Ни у какого другого изделия не было центроплана из
титана".
Встречаются утверждения, что работу на ЭЛУ-45
приходилось проводить ночью — из-за большого потребления энергии только
так можно было избежать обесточивания половины Казани.
"ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО В ЭТОМ ЦЕХЕ БЫЛ РАЗГРОМ..."
Насколько
важен этап восстановления двух установок с точки зрения перезапуска
производства Ту-160, а если быть точным, строительства нового "стратега"
— Ту-160М2? "На ЭЛУ делают сварку центроплана. Если вновь не научимся
делать эту балку — не будет никакого нового Ту-160, — говорит источник
„БИЗНЕС Online" в авиастроительной отрасли. — Как известно, деньги на
восстановление установок выделили большие. Успеют ли к сроку? Сложно
сказать: установки давно и основательно в нерабочем состоянии, ведь
после 90-х годов в этом цехе все буквально разбомбили". "Если бы только в
этом цехе был разгром..." — невесело отмечает Киреев.
"Все
оказалось в запущенном состоянии", — не стали скрывать положение дел с
двумя установками корреспонденты газеты "Вперед!". По их сведениям, даже
документов никаких не осталось. Вместе с тем авторы статьи весьма
оптимистичны: "В последнее время коллектив цеха №45 у всех на слуху.
Ведь именно на базе этого коллектива создается новое механосварочное
производство... После выхода в свет распоряжения директора завода о
создании механосборочного производства и цехов №45, 40 прошло совсем
немного времени, а результаты работы уже налицо... ГАП (Казанский
Гипронииавиапром — прим. авт.) утвердил новую планировку цеха... В
настоящее время каждый этап работы подробно расписан... К 30 марта 2017
года необходимо отработать и принять установки ЭЛУ-24, УВН-45, начать
изготавливать подсборки центральной балки и поворотного узла".
Судя
по словам начальника цеха №45 Алексея Потапова, уже подписан график
поэтапного изготовления новой центральной балки и поворотного узла
Ту-160. Кроме того, в цехе ведутся ремонт кровли, строительно-монтажные
работы под установку нового оборудования для вакуумной системы, систем
управления, охлаждения, электроавтоматики.
Интересно, что в
70-е эту тему вел киевский институт им. Патона. "Когда установку в
Казани окончательно довели до ума, оттуда приехала целая делегация — так
они просто восхитились!" — вспомнил былое в разговоре с корреспондентом
"БИЗНЕС Online" главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк.
Сумеем
ли сегодня обойтись без украинских специалистов? "Да, во главе работы
стоял патоновский институт, — говорит Киреев, — он располагался на
Украине, но это, конечно, не означает, что он был только украинским. И
напомню, что помимо него электронно-лучевую установку делали 25
институтов! А сейчас... будут привлекать всех, кто способен хоть что-то в
этом плане сделать".
Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|