Российский мотор V12 для «Кортежа»: все подробности
Стенд НАМИ на Московском автосалоне был далеко не самый
большой и пафосный. Однако для любителей техники там приготовили кое-что
интересное: совершенно новый 12-цилиндровый мотор, который уже скоро
встанет под капот президентского лимузина и других автомобилей проекта
«Кортеж». Характеристики впечатляют: с объема в 6,6 литра обещают
«снять» 856 л. с. и 1 000 Нм — такой отдачи нет ни у Mercedes-Benz, ни у
BMW, ни у Ferrari с Aston Martin.
Вообще, когда речь заходит о каких-то перспективных
разработках отечественного автопрома, губы бывалых автожурналистов
непроизвольно искривляются в скептическую гримасу. Каких только
мертворожденных проектов мы не видели за последние 25 лет: и лимузины
Москвич, и Волги с V8, и Лады на топливных элементах, и гибридные
Ё-мобили, и суперкары Маруся… Все это, помелькав в прессе, со временем
благополучно почило в бозе.
К выставочному образцу мотора V12 я
поначалу тоже отнесся со скепсисом. Но пока мы общались с сотрудниками
НАМИ на стенде, скепсис постепенно таял. Потому что если «сказочники» из
«Ё-авто» про свой фэнтезийный роторно-поршневой мотор рассказывали
очень туманно, избегая деталей, московские инженеры охотно
комментировали каждое техническое решение, применяемое в отечественном
V12.
Итак, все известные подробности о моторе по состоянию на конец августа 2016 года.
Блок цилиндров
Выставочный
образец — с 12-цилиндровым V-образным блоком с углом развала 60
градусов. На его основе планируется также создать целую серию: V8, V6 и
рядную «четверку». Предполагается, что у всех моторов линейки будет
одинаковый диаметр цилиндра (88 мм), но ход поршня (у V12 он равен 90
мм) будет варьироваться. Сами поршни, предположительно, тоже будут
унифицированы.
Мотор — «цельноалюминиевый», из легкого сплава
выполнены и блок, и головка блока — в итоге «сухая» масса без жидкостей
составляет 310 килограмм. В НАМИ говорят, что состав сплава — их
собственное ноу-хау, и литейное оборудование для выпуска блоков — тоже
свое.
Цилиндры — с вполне традиционными «сухими» тонкостенными
чугунными гильзами. Была идея отказаться от гильз вообще и нанести на
стенки цилиндров «никасиловое» покрытие для сокращения потерь на трение.
Однако от нее отказались, так как «никасил» очень хрупок и от детонации
после заправки топливом с недостаточным октановым числом просто
разрушается.
Газораспределительный механизм
Клапанная
конструкция более-менее традиционная: четыре клапана на цилиндр, по два
распредвала на ряд, то есть в сумме 48 клапанов и четыре распредвала. На
каждом установлен фазовращатель, корректирующий время открытия в
зависимости от оборотов, по аналогии с «тойотовской» системой VVT и
многими другими. Регулировка высоты подъема клапанов, по примеру
«хондовской» VTEC, не предусмотрена. Привод распредвалов — цепной.
Система питания, наддува и охлаждения
Впрыск
— непосредственный, причем на каждые три цилиндра работает отдельный
ТНВД. Давление в топливной рампе достигает 250 атмосфер. Систему наддува
в НАМИ называют «Quadro turbo». Турбин действительно четыре, опять же
по одной на три цилиндра. Производитель уже определен — это не
BorgWarner и не KKK, а российский завод «Турботехника» из города
Протвино Московской области.
Локализация
В НАМИ особо
подчеркивают, что все проектирование целиком и полностью выполнено
своими силами, без привлечения зарубежных инжиниринговых компаний и
каких-либо наработок. Что касается комплектущих, то на прототипе «А»,
который и показали на ММАС, пока иностранных деталей довольно много: это
и система питания, и все датчики, и катушки зажигания, и даже поршни с
кольцами. Однако к моменту старта серийного производства стоит цель
повысить долю локализации до 85%.
Заявленный ресурс
Срок
службы мотора, который закладывается в него при проектировании — 350 000
километров. Капремонт техдокументацией не предусматривается в принципе,
однако чисто теоретически гильзы можно перепрессовать — так
неофициально поясняют в НАМИ.
Испытания и производство
Если этот V12 все-таки
дойдет до серийного выпуска, это будет один из самых быстро созданных
моторов в мире. Работа над ним началась всего 1,5 года назад, и уже
через год мотор, по планам НАМИ, будет готов к испытаниям в составе
автомобиля. В данный момент полным ходом идут стендовые испытания
двигателя, и конструкция постепенно дорабатывается. Хочется надеяться,
что темпы в духе «первых пятилеток» на качество продукта негативно не
повлияют.
Быть или не быть?
На мой вопрос, почему все эти
годы создать конкурентные в мировом масштабе моторы и коробки никак не
получалось, а теперь вдруг получится, в НАМИ ответили сразу и без
раздумий: «теперь есть заказчик». От себя добавлю, что заказчик у НАМИ
вполне персонифицированный — V12 строят, в первую очередь, для
президента, который пожелал сменить свой S600 Pullman на отечественную
машину. Что ж, раз ставки столь высоки, то и результат должен получиться
достойным. Во всяком случае, будем держать пальцы скрещенными.
Аналоги
Выпуском
моторов V12 серийно занимаются всего пять компаний в мире: Daimler AG,
BMW, Volkswagen (если точнее — принадлежащий ему Lamborghini, и только
для себя любимых), а также FCA для своих Ferrari и Maserati и
независимый английский Aston Martin, который, впрочем, сотрудничает с
Daimler, покупая у немцев кое-какую электрику.
Пы.Сы. Там было ещё мнение эксперта, которое вы можете глянуть по ссылке на источник.
http://www.kolesa.ru/article/rossijskij-motor-v12-dlya-kortezha-vse-podrobnosti
Источник: http://sdelanounas.ru/blogs/82... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|