Хитом открывшейся в Казани выставки «Авиакосмические технологии,
современные материалы и оборудование 2016» («АКТО-2016») стал
созданный по аддитивным технологиям (послойного синтеза)
двигатель с тягой 12 килограммов, напечатанный на 3D-принтере. По данным Фонда перспективных исследований, данный образец уже
прошёл «горячие» испытания.
В рамках выставки было подписано соглашение между создателем
уникального двигателя — ФГУП «Всероссийский
научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ)
и казанским АО «ОКБ им. Симонова». Они будут вместе создавать
технологию изготовления линейки малоразмерных газотурбинных
двигателей для беспилотных летательных аппаратов из отечественных
металлопорошковых композиций.
«Успешные испытания двигателя с тягой 12 килограммов
позволили поставить новую задачу — по разработке уже
крупногабаритного малоразмерного двигателя — с тягой 150
килограммов для беспилотников, — сказал начальник
лаборатории по аддитивным технологиям ВИАМ Святослав Нерус. - Эта работа начнется в сентябре. Она завершится созданием
образца двигателя, который мы испытаем на лётных испытаниях в составе беспилотника, который производит ОКБ им. Симонова. Полет
намечен на февраль 2019 года. За это время будет изготовлено
порядка 10 комплектов двигателей: 5 двигателей с тягой 150 кг и 5
двигателей с тягой 20 кг. Эта работа будет финансироваться из Фонда перспективных исследований, примерный объем финансирования
- 400 млн. рублей».
Создатели аддитивных технологий ВИАМ описывают их механизм так.
Вначале конструкторы моделируют электронный облик детали. Потом
его готовят к аддитивному производству — с помощью специального
программного обеспечения строят специальные поддерживающие
элементы, ориентируют в камере построения. После этого
электронный облик модели разбивается на слои с определенным
шагом. Этот шаг равен слою металлопорошка — 30 микрон. Затем
принтер получает задачу, слои экспортируются на установку
селективного лазерного сплавления, и происходит сплавление
металлической композиции.
К сожалению, пока что для этих целей используются принтеры
зарубежного производства. «Отечественных принтеров на рынке
пока нет, — говорит Святослав Нерус. — Они пока в стадии
разработки. Самое главное, что нужно для их создания, —
программное обеспечение. Нужны очень толковые программисты,
готовые не то что свой новый алгоритм написать, но хотя бы повторить зарубежный».
Аддитивные технологии называют сегодня приоритетными в машиностроении. Они позволяют в 10-30 раз повысить
производительность изготовления двигателя и в 10 раз снизить
время его изготовления.
Ранее об этом на СУН: sdelanounas.ru/blogs/79611/