О
гонке вооружений в данной сфере говорить пока рано — на сегодняшний
день это гонка технологий. Гиперзвуковые проекты еще не вышли за рамки
ОКР: пока в полет отправляются в основном демонстраторы. Их уровни
технологической готовности по шкале DARPA находятся в основном на
четвертой-шестой позиции (по десятибалльной шкале).
Впрочем,
говорить о гиперзвуке как о некой технической новинке не приходится.
Боевые блоки МБР входят в атмосферу на гиперзвуке, спускаемые аппараты с
космонавтами, космические шаттлы — это тоже гиперзвук. Но полет на
гиперзвуковых скоростях при схождении с орбиты — вынужденная
необходимость, и длится он недолго. Мы же будем говорить о летательных
аппаратах, для которых гиперзвук — штатный режим применения, и без него
они не смогут проявить свое превосходство и показать свои возможности и
мощь.
Стремительный разведчик
SR-72
— перспективный американский летательный аппарат, который может стать
функциональным аналогом легендарного SR-71 — сверхзвукового и
сверхманевренного разведчика. Главное отличие от предшественника —
отсутствие пилота в кабине и гиперзвуковая скорость.
Удар с орбиты
Речь
пойдет о гиперзвуковых маневрирующих управляемых объектах —
маневрирующих боевых головках МБР, гиперзвуковых крылатых ракетах,
гиперзвуковых БПЛА. Что, собственно, мы понимаем под гиперзвуковыми
летательными аппаратами? Прежде всего имеются в виду следующие
характеристики: скорость полета — 5−10 М (6150−12 300? км/ч) и выше,
охватываемый рабочий диапазон высот — 25−140 км. Одно из самых
привлекательных качеств гиперзвуковых аппаратов — это невозможность
надежного слежения средствами ПВО, поскольку объект летит в плазменном
облаке, непрозрачном для радиолокаторов. Стоит отметить также высокие
маневренные возможности и минимальное время реакции на поражение.
Например, гиперзвуковому аппарату требуется всего час после схода с
орбиты ожидания для поражения выбранной цели.
Проекты
гиперзвуковых аппаратов не раз разрабатывались и продолжают
разрабатываться в нашей стране. Можно вспомнить Ту-130 (6 М), самолет
«Аякс» (8−10 М), проекты высотно-скоростных гиперзвуковых самолетов ОКБ
им. Микояна на углеводородном топливе в разных вариантах применения и
гиперзвукового самолета (6 М) на двух видах топлива — водороде для
больших скоростей полета и керосине для меньших.
Разрабатываемая в США гиперзвуковая ракета Boeing X-51A Waverider
Оставил
свой след в истории инженерной мысли проект ОКБ им. Микояна «Спираль», в
котором возвращаемый воздушно-космический гиперзвуковой самолет
выводился на орбиту ИСЗ гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, а после
выполнения боевых задач на орбите возвращался в атмосферу, выполнял в
ней маневры также на гиперзвуковых скоростях. Наработки по проекту
«Спираль» были использованы в проектах БОР и космического челнока
«Буран». Есть официально не подтвержденные сведения о созданном в США
гиперзвуковом самолете «Аврора». Все о нем слышали, но никто его ни разу
не видел.
«Циркон» для флота
17 марта
2016 года стало известно, что Россия официально приступила к испытаниям
гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) «Циркон».
Новейшим снарядом будут вооружены АПЛ пятого поколения («Хаски»), также
ее получат надводные корабли и, конечно, флагман российского флота «Петр
Великий». Скорость 5−6 М и дальность действия не менее 400 км (это
расстояние ракета преодолеет за четыре минуты) существенно осложнят
применение мер противодействия. Известно, что ракета будет использовать
новое топливо Децилин-М, которое увеличивает дальность полета на 300 км.
Разработчик ПКР «Циркон» — НПО Машиностроения, входящее в состав
«Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»». Появления серийной
ракеты можно ожидать к 2020 году. При этом стоит учесть, что Россия
имеет богатый опыт в создании высокоскоростных противокорабельных
крылатых ракет, таких как серийная ПКР П-700 «Гранит» (2,5 М), серийная
ПКР П-270 «Москит» (2,8 М), на смену которым и поступит новая ПКР
«Циркон».
Крылатый удар
Беспилотный
гиперзвуковой планирующий самолет, разрабатывавшийся в КБ Туполева в
конце 1950-х годов, должен был представлять собой последнюю ступень
ракетной ударной системы.
Хитроумная боеголовка
Первая
информация о запуске изделия Ю-71 (так оно обозначено на Западе) на
околоземную орбиту ракетой РС-18 «Стилет» и его возвращении в атмосферу
появилась в феврале 2015 года. Запуск был произведен с позиционного
района Домбровского соединения 13-й ракетной дивизией РВСН (Оренбургская
область). Сообщается также, что к 2025 году дивизия получит 24 изделия
Ю-71 для оснащения уже новых ракет «Сармат». Изделие Ю-71 в рамках
проекта 4202 создавалось также НПО Машиностроения с 2009 года.
Изделие
представляет собой сверхманевренную боеголовку ракеты, совершающую
планирующий полет на скорости 11?000 км/ч. Она может выходить в ближний
космос и оттуда поражать цели, а также нести ядерный заряд и быть
оснащенной системой РЭБ. В момент входа «нырком» в атмосферу скорость
может составлять 5000 м/с (18?000 км/ч) и по этой причине Ю-71 имеет
защиту от перегрева и перегрузок, причем может легко менять направление
полета и при этом не разрушается.
Элемент планера гиперзвукового оружия, которое так и осталось проектом
Длина самолета должна была составить 8 м, размах крыльев — 2,8 м.
Изделие
Ю-71, обладая высокой маневренностью на гиперзвуковой скорости по
высоте и по курсу и летая не по баллистической траектории, становится
недостижимым для любой системы ПВО. К тому же боеголовка является
управляемой, благодаря чему имеет очень высокую точность поражения: это
позволит использовать ее также в неядерном высокоточном варианте.
Известно, что в течение 2011−2015 годов было произведено несколько
запусков. На вооружение изделие Ю-71, как полагают, будет принято в 2025
году, и им будет оснащаться МБР «Сармат».
Подняться ввысь
Из
проектов прошлого можно отметить ракету Х-90, которая была разработана
МКБ «Радуга». Проект ведет свое начало с 1971 года, он был закрыт в
тяжелом для страны 1992 году, хотя проведенные испытания показали
хорошие результаты. Ракета неоднократно демонстрировалась на
авиакосмическом салоне МАКС. Несколько лет спустя проект реанимировали:
ракета получила скорость 4−5 М и дальность действия 3500 км с запуском с
носителя Ту-160. Демонстрационный полет состоялся в 2004 году.
Предполагалось вооружить ракету двумя отделяемыми боеголовками,
размещенными по бокам фюзеляжа, однако на вооружение снаряд так и не
поступил.
Гиперзвуковая ракета РВВ-БД была разработана ОКБ
«Вымпел» им И.И. Торопова. Она продолжает линию ракет К-37, К-37М,
находящихся на вооружении МиГ-31 и МиГ-31БМ. Ракетой РВВ-БД будут также
вооружаться гиперзвуковые перехватчики проекта ПАК ДП. По заявлению
руководителя КТРВ Бориса Викторовича Обносова, сделанному на МАКСе 2015
года, ракета начала выпускаться серийно и первые ее партии сойдут с
конвейера уже в 2016 году. Ракета весит 510 кг, имеет осколочно-фугасную
боевую часть и будет в широком диапазоне высот поражать цели на
дальностях 200 км. Двухрежимный РДТТ позволяет ей развивать
гиперзвуковую скорость 6 М.
SR-71
Сегодня этот самолет, давно снятый с вооружения, занимает заметное место в истории авиации. На смену ему идет гиперзвук.
Гиперзвук Поднебесной
Осенью
2015 года Пентагон сообщил, и это было подтверждено Пекином, что Китай
успешно провел испытания гиперзвукового маневрирующего ЛА DF-ZF Ю-14
(WU-14), который был запущен с полигона Учжай. Ю-14 отделился от
носителя «на краю атмосферы», а затем планировал на цель, расположенную в
нескольких тысячах километров на западе Китая. За полетом DF-ZF следили
американские разведывательные службы, и по их данным аппарат
маневрировал со скоростью 5 М, хотя потенциально его скорость может
достигать и 10 М. Китай заявил, что он решил проблему гиперзвукового ВРД
для подобных аппаратов и создал новые легкие композитные материалы для
защиты от кинетического нагрева. Представители КНР также сообщили, что
Ю-14 способен прорвать систему ПВО США и нанести глобальный ядерный
удар.
Проекты Америки
В настоящее время
«в работе» в США находятся различные гиперзвуковые летательные аппараты,
которые проходят летные испытания с той или иной долей успеха. Начало
работ по ним было положено еще в начале 2000-х, и на сегодня они
находятся на разных уровнях технологической готовности. Недавно
разработчик гиперзвукового аппарата Х-51А компания «Боинг» заявила, что
Х-51А будет принят на вооружение уже в 2017 году.
Среди
реализуемых проектов у США имеются: проект гиперзвуковой маневрирующей
боеголовки AHW (Advanced Hypersonic Weapon), гиперзвуковой ЛА Falcon
HTV-2 (Hyper-Sonic Technology Vehicle), запускаемый с помощью МБР,
гиперзвуковой ЛА Х-43 Hyper-X, прототип гиперзвуковой крылатой ракеты
Х-51А Waverider компании «Боинг», снабженный гиперзвуковым ПВРД с
сверхзвуковым горением. Также известно, что в США ведутся работы по
гиперзвуковому БЛА SR-72 компании Lockheed Martin, которая только в
марте 2016 года заявила официально о своих работах по этому изделию.
Космическая «спираль»
Гиперзвуковой
самолет-разгонщик, разрабатывавшийся по проекту «Спираль». Также
предполагалось, что в систему будет входить военный орбитальный самолет с
ракетным ускорителем.
Первое упоминание о беспилотнике
SR-72 относится к 2013 году, когда Lockheed Martin сообщила, что на
смену разведчику SR-71 будет разрабатывать гиперзвуковой БЛА SR-72. Он
полетит со скоростью 6400 км/ч на рабочих высотах 50−80 км вплоть до
суборбитальных, будет иметь двухконтурную двигательную установку с общим
воздухозаборником и сопловым аппаратом на основе ТРД для разгона со
скорости 3 М и гиперзвукового ПВРД со сверхзвуковым горением для полета
со скоростями более 3 М. SR-72 будет выполнять разведывательные задачи, а
также наносить удары высокоточным оружием «воздух-поверхность» в виде
легких ракет без двигателя — он им и не потребуется, так как хорошая
стартовая гиперзвуковая скорость уже имеется.
К проблемным
вопросам SR-72 специалисты относят выбор материалов и конструкции
обшивки, способных выдержать большие тепловые нагрузки от кинетического
нагрева при температурах 2000 °C и выше. Также потребуется решить
проблему отделения оружия из внутренних отсеков при гиперзвуковой
скорости полета 5−6 М и исключить случаи потери связи, которые
неоднократно наблюдались при испытаниях объекта HTV-2. Корпорация
Lockheed Martin заявила, что размерность SR-72 будет сопоставима с
размерностью SR-71 — в частности, длина SR-72 составит 30 м. На
вооружение, как предполагается, SR-72 поступит в 2030 году.