Технологический переворот: новые подходы к подготовке производства МС-21
МС-21 – самолет, над которым, без преувеличения, трудится весь
отечественный авиапром. Это десятки предприятий в Москве, Ульяновске,
Перми, Воронеже. Собирают МС-21 в Иркутске. Лайнер должен получиться
легче, быстрее, экономичнее и, что немаловажно, экологичнее своих
конкурентов благодаря использованию технологий, которые почти все с
приставкой «передовые».
Без стопок бумажных чертежей и громоздких макетов в
Инженерном центре им. А. С. Яковлева – основном конструкторском
подразделении корпорации «Иркут», теперь обходятся легко. В распоряжении
разработчиков – самая современная компьютерная программа. Точнее –
единая информационная среда. В ней создают цифровую модель МС-21 в
трехмерном формате.
«Мы, наконец, пошли в те технологии, которых у нас не было, – говорит
президент корпорации "Иркут” Олег Демченко. – Многие и сейчас продолжают
не верить, что мы это сделаем».
Всю информацию передают по высокоскоростным каналам из Москвы сразу на
завод в Иркутске. А свои замечания и правки специалисты могут вносить
даже онлайн. При этом система максимально защищена.
«Увеличилась скорость передачи информации и сократились временные
задержки по причине проверки комплектности документации и запуска ее в
производство, – рассказывает Андрей Белов, заместитель главного
конструктора по управления конфигурации и электронными макетами
корпорации "Иркут”. – На этапах, когда еще часть документации выпущена,
часть – нет, уже приступают к работе технологи завода».
Итак, 3D-модель готова и одобрена всеми участниками производства. Теперь
макеты отдельных деталей поступают в обрабатывающие центры. Новые,
специально закупленные станки с высокой точностью вытачивают все
элементы конструкции лайнера. Такая техника справляется даже с
шестиметровыми болванками.
Но главное требование к самолетам, все же – безопасность. Каждый элемент
лайнера должен быть протестирован. На Иркутском авиационном заводе
ответственно подошли к контролю качества. Детали подвешивают на
кран-балку и опускают в камеру, где покрывают люминесцентным составом.
Потом их моют и тщательно осматривают под ультрафиолетовой лампой. Если в
детали есть микроскопические трещины, то светящееся вещество в них
останется. «Раньше мы делали детали для изделия "Эйрбас”, – делится
Мария Рожина, мастер участка люминесцентного контроля Иркутского
авиационного завода. – Но сейчас делаем для изделия МС-21».
На фото: Цех люминисцентного контроля.
Далее идет этап сборки отсеков. Автоматизированная линия состоит из
нескольких десятков станций. Технологи тщательно просчитывают, сколько и
какие операции проводятся на каждой. Точность процесса контролируют
лазерные системы. Так что дополнительная подгонка и все те же чертежи –
уже не нужны.
«Производится контроль операции путем лазерных трекеров, которые выдают
нам цифровые координаты расположения нашего отсека в пространственном
положении», – говорит Иван Шевченко, мастер Иркутского авиационного
завода.
Крупные элементы перевозят при помощи роботов-тележек. Одна такая
тележка способна поднять груз массой до сорока тонн. Большой плюс этих
транспортных платформ еще и в экономии пространства: они очень
маневренные, для движения им нужно совсем немного места. Это помогает
избежать дорогостоящего капитального строительства.
Дальше по плану – сборка полуфюзеляжей. С виду простая операция – на
деле процесс трудоемкий. Раньше это делали вручную, теперь достаточно
задать программу автоматической сборочной станции, и она сама оптимально
состыкует отсеки МС-21.
На фото: Панель фюзеляжа самолета МС-21 на станции новой сборочной линии
«На этой линии уже полностью собран наш первый самолет. В 90-е годы мы
здорово отстали по технологиям. Да и в 80-е годы мы тоже держались на
грани. Сейчас могу сказать – мы на уровне планеты всей. Мы сделали
технологический переворот на всех предприятиях кооперации, которые
работают на МС-21 в России», - говорит Олег Демченко.
Сейчас на Иркутском авиационном заводе собирают два первых самолета.
Один поедет в «Центральный аэрогидродинамический институт», где его
будут подвергать усиленным нагрузкам, чтобы доказать надежность
конструкции. Второй – предназначен для летных испытаний. Его фюзеляж уже
собран, идет монтаж крыла. А это значит, что машина будущего – скоро
станет машиной настоящего.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+