Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в рамках Петербургского международного экономического
форума сообщил представителям прессы, что компания планирует запустить
беспилотные автомобили в тестовом режиме на внутренних дорогах в 2018
году, а к 2025-му – начать их серийное производство.
«Мы рассчитываем, что подойдем к серийному производству к 2025 году.
На внутренних дорогах, в тестовом режиме у себя на КАМАЗе в наших планах
было запустить автомобиль в 2018 году», – сказал Сергей Когогин.
Он напомнил, что предприятие уже представило беспилотный автомобиль, и
отметил, что основным рынком в этом направлении для компании является
Россия.
«Технически сегодня уже вопросов особых нет. Одна из серьезных
проблем – это степень ответственности, нормативная база», – подчеркнул
Сергей Когогин.
По его словам, сейчас этот вопрос прорабатывается в рамках соответствующей рабочей группы.
Напомним: КАМАЗ вместе с отечественным разработчиком программного
обеспечения Cognitive Technologies запустили проект по созданию
беспилотного автомобиля в феврале 2015 года. Потенциальный объем
вложений в проект с учетом сторонних инвесторов тогда оценивался в 12
млрд рублей. Государство в лице Минобрнауки выделило на создание
беспилотного КАМАЗа 300 млн рублей. Еще 90 млн в проект внес КАМАЗ.
В июне 2015 года первый беспилотный КАМАЗ прошел испытания на трассе
закрытого полигона в подмосковном Ногинске. На серийный КАМАЗ-5350
установили компоненты, необходимые для отработки разных режимов
автономного движения: радары, лидар (активный оптический сенсор,
испускающий лазерные лучи в сторону цели во время езды), видеокамеры,
системы связи и бортовые компьютеры.
Был собран мобильный пункт
дистанционного управления. Ранее в Набережных Челнах грузовик прошел
предполигонные испытания, подтвердившие качество сборки и работу всех
систем.
Во время испытаний грузовик отработал около десяти вариантов
перемещения, среди которых – режим дистанционного управления, режим
движения по заданному маршруту, движение в колонне и др. Также была
проведена апробация автономного движения автомобиля по информации,
получаемой только с видеокамер и сигналов GPS/ГЛОНАСС, без помощи
радаров и лидаров.
К августу 2015 года беспилотный КАМАЗ «научился» управлять педалями
газа и тормоза, а также рулем и коробкой передач. Предполагается, что
автомобиль сможет без участия человека контролировать ситуацию на
дороге, распознавая дорожные знаки, светофоры, других участников
движения, пешеходов и даже перебегающих дорогу собак.
Также в рамках ПМЭФ 2016 глава КАМАЗа выступил на сессии «Эра
беспилотников на транспорте. Что дальше?», в ходе которой российские и
зарубежные специалисты обсуждали вопросы использования в логистической
цепочке транспортных аппаратов, управляемых роботами. В частности, какие
перспективы открывает широкое использование беспилотных транспортных
средств, возможно ли с помощью беспилотников значительно увеличить объем
грузо- и пассажироперевозок и др.
Сергей Когогин проанализировал основные тенденции мирового
автомобильного рынка и подробно остановился на проблемах реализации
проектов по созданию автономных автомобилей. В числе главных сегодня –
отсутствие так называемых «умных» дорог и, как следствие, необходимость
оснащения дорог интеллектуальными системами.
«Инвестиции лидирующих в этом направлении государств в создание
«умных» дорог сегодня не только не отстают от объема инвестиций в
беспилотные автомобили, а иногда и превышают их, – подчеркнул Сергей
Когогин на примере США, Японии, Германии и Швеции. – Россия, с ее
уникальным географическим положением, имеет значительные перспективы
развития своих транспортных систем, в том числе создание
высокоскоростного транспортного коридора Европа – Азия».
Опираясь на данные исследований, он остановился на важнейших
моментах, которые открываются с развитием в России интеллектуальных
транспортных систем. Это сокращение времени ожидания транспорта на 30%,
снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 40%, экономия
топлива на 20%.
В заключение Сергей Когогин поделился планами реализации проекта по
созданию автономных автомобилей КАМАЗ. Так, уже в 2017 году планируется
выпустить первые роботизированные автомобили для МЧС. В 2018 году –
роботизированные шасси КАМАЗа для добывающей отрасли. А к 2020 году
запланирован выпуск опытно-промышленных партий магистральных тягачей с
системой ADAS класса «Автономное управление» и автобусов для движения по
фиксированным маршрутам.