10 июня 1976 года по распоряжению правительства на
левом берегу Волги, среди бескрайних степей, было начато строительство
авиационного промышленного комплекса, сегодня - одного из самых молодых
авиазаводов страны. Одновременно с цехами (в первую очередь) был заложен
бетонный завод и начато строительство "нового города" для будущих
работников. Масштабы строительства на тот момент не имели себе равных.
Необходимость в постройке столь уникального предприятия была вызвана в
первую очередь тем, что в связи с отсутствием в Киеве необходимых
производственных мощностей для успешного выполнения заказа
военно-транспортной авиации в полном объёме, возникла потребность в
новом заводе для серийного производства Ан-124...
Сегодня АО
«Авиастар-СП» - одно из наиболее перспективных предприятий авиационной
промышленности России. Со стапелей завода сходят тяжелые транспортные
Ил-76МД-90А, изготавливаются и обслуживаются самолеты семейства Ту-204,
реверсивные устройства для двигателей, производится сервисное
обслуживание и модернизация воздушных судов семейства Ан-124. Кроме
того, в цехах авиазавода развёрнуто и успешно реализуется изготовление
компонентов для перспективного среднемагистрального пассажирского
самолета МС-21...
(до 1400 при нажатии)
Но
в далёких 80-х завод только приступал к изготовлению огромных
"Русланов" одновременно обрастая цехами, вспомогательными производствами
и летно-испытательным комплексом (ЛИК). Уже в 1981 году в строй были
введены два крупных цеха агрегатно-сборочного производства...
(Транспортировка центроплана Ан-124 из Киева в Ульяновск 1983 год)
Это позволило в феврале 1983 года заложить в стапели фюзеляж первого Ан-124...
(Сборка фюзеляжа первого Ан-124 в стапелях цеха агрегатной сборки)
В
1983 году была сдана в эксплуатацию и уникальная взлётно-посадочная
полоса заводского аэродрома (Ульяновск-Восточный) длиной 5100 и шириной
105 метров. Завод с
аэродромом связала уникальная рулёжка, протяжённостью более 13 км (от
ворот завода до ВПП). Она существует и по сей день. По ней, как и
прежде, отправляются на лётное поле ЛИКа новые самолёты...
В октябре 1985 года первый лётный экземпляр Ан-124 (в варианте для ВТА) был готов к вылету...
(транспортировка первого Ан-124 по рулёжке от завода на аэродром по рулёжке)
"Руслан"
поднялся в небо 30 октября 1985 года и в сопровождении L-39 сделал круг
над "новым городом" на радость всем заводчанам и их семьям...
6 июня 1991 года совершил первый полёт и первый серийный гражданский Ан-124-100...
(первый полёт Ан-124 в Ульяновске)
В
конце 80-х в производство был запущен пассажирский самолет Ту-204,
который до сих под выпускается и обслуживается на "Авиастаре"...
(выкатка первого Ту-204 из ворот цеха окончательной сборки)
17
августа 1990 года Ту-204, собранный руками рабочих ульяновского
авиазавода, совершил свой первый полет. Этот самолет положил начало
созданию целого семейства пассажирских и грузовых самолетов Ту-204-100,
Ту-204С, Ту-204-120, Ту-204-120С...
(взлёт первого Ту-204 с плит ВПП заводского аэродрома)
В настоящее время на предприятии развернуто серийное строительство новых самолетов
Ил-76МД-90А
и компонентов для новых перспективных судов. АО «Авиастар-СП» является
крупнейшим заводом-кооперантом по программе МС-21. В цехах
изготовливаются комплекты панелей на отсеки фюзеляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5;
подкилевого отсека и отсека ВСУ; всех дверей (11 дверей на каждый
самолет); хвостового оперения (киль и стабилизатор в сборе с рулями
направления и высоты)...
Производственный
комплекс предприятия обладает широким спектром технологических
операций: от штамповки и механообработки до окончательной сборки,
испытаний и окраски готовой продукции. Также АО «Авиастар-СП»
обеспечивает послепродажное сервисное обслуживание собранных на заводе
самолётов...
На стапелях идёт сборка элементов конструкции новых Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А по проекту "479"...
Предприятие
постояно пополняется новым оборудованием, в том числе и в
механо-каркасном производстве. Современные обрабатывающие станки
позволяют работать с длинномерными агрегатами, габариты которых
достигают 18 м. На данном оборудовании изготавливаются детали планера
для Ил-76МД-90А, силовые элементы для МС-21, а в перспективе и продукция
для Ил-112В...
На
2016-2018 годы предприятие планирует семь масштабных проектов по
техническому перевооружению и реконструкции существующих
производственных мощностей. Пять из них касаются самолёта Ил-76МД-90А.
Они направлены на дооснащение и замену устаревшего оборудования в
заготовительном, металлургическом, механообрабатывающем и
агрегатно-сборочном производствах, а также в производстве окончательной
сборки...
Другой
проект затрагивает Ил-112В. В рамках этого проекта на предприятии будут
изготавливаться панели на отсеки фюзеляжа Ф-1, Ф-2, Ф-3; люки и двери.
Окончательная сборка данного самолета будет производиться на Воронежском
авиационном заводе (ПАО «ВАСО»)...
Седьмой
проект - это техническое перевооружение участка изготовления
высокоресурсных трубопроводов для производства воздушных судов...
Решение
о переносе производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск было принято в
2006 году, а в 2012 уже первый российский Ил-76МД-90А совершил
испытательный полет. 04 октября 2012 года был подписан крупнейший за
историю современного российского авиапрома контракт между Минобороны и
ОАО «ОАК - Транспортные самолеты» (АО "Авиастар-СП" входит в структуру
ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация») на поставку 39 тяжелых
транспортных самолетов Ил-76МД-90А...
Стоимость
контракта составила около 140 млрд. рублей, срок реализации программы
госзаказа был рассчитан до 2020 года. Сегодня на стапелях предприятия
идёт уже серийная сборка новых машин...
В
производстве «Авиастара» в разной степени готовности находятся порядка
десяти самолетов семейства «Ил», в том числе и другая перспективная
модификация - топливозаправщик Ил-78М-90А...
(до 2500 при нажатии)
В этом году завод планирует завершить производство первого Ил-78М-90А и отправить его на государственные испытания...
Длина цеха сборки Илов составляет примерно 500 метров, ширина около 100 и высота - 36! (практически 12-ти этажный дом)
Все
крупные элементы конструкции собираются отдельными секциями на
оригинальных стапелях с последующей стыковкой по специальным
направляющим...
Решение
на организацию поточной линии сборки (включая стыковку, отсеков,
планера и окончательную сборку) было принято руководством предприятия в
2015 году, чтобы не создавать вторую, «параллельную» сборочную линию и
выйти на ежегодный выпуск 18 самолетов 476-й серии...
Установка поточной линии потянула за собой и перепланировку цеха окончательной сборки...
В заготовительно-штамповочном и механо-каркасном производстве были установлены и успешно работают современные комплексы...
Был подготовлен и план реконструкции остальных цехов с расчетом на планируемый темп выпуска самолётов...
При
необходимости завод готов выпускать до 190 самолётов в течении
ближайших 15 лет с учётом ввода поточной линии на полную мощность...
Сейчас
на Авиастаре трудятся примерно десять тысяч человек, причём набор
специалистов в последние время значительно увеличился. У предприятия
стоит сложная задача по восстановлению квалифицированных кадров,
утерянных при распаде Союза. Успешно помогает этому тесное
взаимодействие с университетами Ульяновска и Самары. Сложности возникают
и с количеством наставников, которые требуются, чтобы научить работать
всех тех, кто пришел на предприятие. Собственный технический центр
активно включён в подготовку и переподготовку рабочих кадров с учётом
новых компьютерных технологий.
Сегодня у предприятия огромные и вполне реальные
планы на
ближайшее будущее. А те ресурсы и огромный накопленный опыт, которым
обладает коллектив Авиастара, способны осуществить все возложенные на
него задачи.
(до 2500 при нажатии)