Реактивный двигатель это мощь, поэтому главная сфера их применения —
авиация. Впрочем, авиационные двигатели не всегда используются по своему
прямому назначению. Например, с их помощью расчищают дороги от мин и
борются с комарами. Самые необычные способы применения авиационных
двигателей в обзоре LiveJournal Media.
Не
претендуя на лавры капитана Очевидность, заметим, что любой двигатель в
первую очередь предназначен для того, чтобы что-то двигать. Поэтому
массовые эксперименты с альтернативным применением авиационных
двигателей проводились именно в области транспорта. Правда, в основном
это были машины, которые двигались не за счет реактивной тяги, а за счет
вращения колес валом турбины (турбо-вальные двигатели).
Однако
были и реактивные изыскания. В 60-70х годах прошлого века СССР и США
появились экспериментальные железнодорожные локомотивы, которые
перемещались в пространстве при помощи реактивной тяги.
Скоростной вагон-лаборатория ЭР22
Советский
реактивный поезд, а точнее «скоростной вагон-лаборатория ЭР22» был
построен в 1970 году на Калининском вагонном заводе (КВЗ). В движение
локомотив приводился двумя турбо-реактивными двигателями АИ-25
применявшимися на самолёте Як-40. Во время испытаний локомотив сумел
развить скорость в 250 километров в час. Несмотря на это, от идеи вскоре
отказались, одной из причин стал огромный по сравнению с классическими
локомотивами расход топлива.
За
океаном эксперименты по переводу железнодорожного транспорта на
реактивную тягу вылились в постройку локомотива M-497 «Black Beetle», на
крыше которого были установлены двигатели General Electric J-47-19 от
бомбардировщика Convair B-36. Локомотив был переоборудован из обычной
дизельной мотриссы, на испытаниях чудо техники развило максимальную
скорость в 290 километров в час, но, как и в случае с советским
побратимом, создание таких поездов было признано нецелесообразным.
Другое
полезное свойство турбореактивных двигателей, на которое обратили
внимание рационализаторы — это мощная реактивная струя, вырывающаяся из
сопла двигателя. При ее помощи можно, например, эффективно что-нибудь
распылять. Распылять, в частности, решили воду для тушения пожаров. В
СССР, а позже и в России были созданы несколько «автомобилей
газо-водяного тушения».
Пожары
бывают разные, сложные, простые, страшные. Характеризуются они все по
площади горения, количеству вещества участвующего в горении (пожарной
нагрузке), и в принципе все тушатся одинаково, а иногда выгорают сами.
Исключение составляют газонефтяные фонтаны, у них нет площади горения
как таковой, у них есть высота пламени.
Пожарная нагрузка их не
поддается исчислению, так как под землей всего этого добра может быть
просто море. А вот ущерб подсчитывается очень быстро, достаточно знать
дебет (отдачу скважины) и умножить ее на стоимость нефти, и мы получим
то количество денег что сгорает в течении секунды. Для тушения такого
вот нестандартного пожара нужна нестандартная техника.
Для
тушения газо-нефтянных фонтанов и предназначен АГВТ (Автомобиль Газо
Водяного Тушения). Как видно на иллюстрации машинка дико интересная,
обычное автомобильное шасси, с установленным на него... правильно
Турбовинтовым авиационным двигателем. Принцип действия прост, основан он
на эффекте распыления воды в реактивной струе. Вода в струю реаткивную
струю подается с помощью нескольких стволов расположенных
непосредственно на ТВРД, для достижения необходимого давления и
водоотдачи АГВТ обвязывают с одной или двумя ПНС (Пожарно Насосной
Станцией)».
Однако чаще всего грузовики с установленными на них
авиационными двигателями можно встретить не на нефтяных месторождениях, а
на аэродромах. Машины, получившие прозвище «Горыныч» применяются для
расчитски взлетно-посадочных полос ото льда. На различных шасси
используется хорошо зарекомендовавший себя авиационный двигатель ВК-1,
применявшийся еще на истребителе Миг-15.
«Из
всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй,
самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель.
Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина „АИСТ-5ТМ", но
чаще его ласково-уважительно называют „Горыныч".
Тепловая машина
„АИСТ-5ТМ" предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов
влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: „Горыныч" плавит лёд
со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон.
За
кабиной „КрАЗа" находится вместительная цистерна для авиационного
керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели
очень прожорливые: на максимальных оборотах „Горыныч" расходует 1700 кг
керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас
используют крайне редко».
Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»
Двигатель
ВК-1 использовался и на другой интересной машине- газодинамическом
тральщике Прогрев-Т. Грозная на вид машина на шасси танка Т-54
предназначалась для разминирования дорог. По задумке авторов проекта
газодинамическая струя создаваемая двигателем должна была «выковыривать»
из грунта вражеские мины. Известно, что Прогрев-Т применялся в
Афганистане, однако в серию машина так и не пошла.
Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65
Зато
авиа-автомобильные гибриды прижились в химических войсках. Тепловая
машина для специальной обработки военной техники ТМС-65, смонтированная
на базе грузовика "Урал" предназначена для дезактивации, дегазации и
дезинфекции техники мощным газовым и газокапельным потоком. Проще
говоря, машина смывает и сдувает с техники всю химическую,
бактериолохическую и радиоактивную гадость. Что интересно, и здесь
используется все тот же авиационный двигатель ВК-1 от давно снятого с
вооружения Миг-15. ТСМ-65 была разработана в середине 60-х годов, но
машина до сих пор стоит на вооружении Войск РХБЗ и регулярно принимает
участие в военных учениях.
Машина для борьбы с гнусом
Пожалуй
самой оригинальной идеей стал проект по использованию турбореактивных
двигателей для борьбы с гнусом, который донимал строителей и геологов в
Сибири. В 1964 году ученые из Сибирского отделения РАН установили на
плавающий транспортер реактивный двигатель, который распылял в воздухе
ядохимикаты. За один час работы машина уничтожала гнус на 10 тысячах
гектар, стоимость обработки одного гектара составляла 12 копеек.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+