Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » По реке аки посуху: тест-драйв вездехода Шерп

По реке аки посуху: тест-драйв вездехода Шерп


13-05-2016, 09:03 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 767)

По реке аки посуху: тест-драйв вездехода Шерп


Желание «пощупать» Шерп своими руками у меня возникло давно, но никак не получалось найти доступный для тест-драйва экземпляр. Поэтому когда совершенно случайно найденный в интернете частный владелец Шерпа дал своё согласие, я почувствовал себя незамужней женщиной в леопардовом жакете на четвёртом десятке. «Это твой последний шанс!» сказал я себе и стал собираться в Подмосковье. Хозяин вездехода был так любезен, что не только показал технику, дал покататься и рассказал о ней всё, что мне хотелось бы услышать, но и радушно встретил и даже дал мне сапоги, поскольку лазить по рекам и болотам я опрометчиво приехал в обычных ботинках. Впрочем, обо всём по порядку.

Дом на склоне

К сожалению, даже прирождённых покорителей бездорожья иногда получается посмотреть только на асфальте. Но это всё равно что спасти жизнь Кире Найтли и не стрельнуть номер телефончика: глупая, бессмысленная и непростительная трата времени. Поэтому место и время тест-драйва Шерпа обговорили заранее: это должна быть пересечённая (чем больше – тем лучше) местность, а еще там должна быть вода, хорошие склоны и прочее безобразие. Мы пытались дождаться от природы подарка в виде хотя бы мало-мальски приличной корки льда на воде, но потом бросили это занятие. Решили: что будет – то будет, уж какую-то грязюку и прочие радости для вездехода мы найдём.

DSC_0039.jpgУтром я был около дома Герасима. Прямо от двора дома начинается косогор, вдалеке виден лес, до которого лежат сотни метров болота, разделённого речкой. Чуть правее – пруд. Всё это лишь слегка припорошено снежком, но мне после питерской промозглой погоды и тоненький слой снега кажется сплошным покрывалом. На самом деле это дырявая скатерть, сквозь прорехи которой видны кочки болота, поросшие унылым камышом. Наверное, там много всякой травы, но без учебника ботаники я могу достаточно точно определить только камыш. Хотя вполне возможно, это и не камыш вовсе, а рогоз. Ну и ладно.

После чашечки хорошего кофе и дежурных фраз о ДВС и погоде мы уходим в гараж, где стоит Шерп, а через несколько минут мы уже выезжаем за ворота. Но вместо того, чтобы уехать по дороге к спуску к болоту, Герасим просто направляет вездеход вниз по косогору. Это был первый и последний момент, когда мне стало немного страшно. Уже через полчаса я был уверен, что на Шерпе только так ездить и можно: повернув туда, куда хочется, и нисколько не заботясь о том, есть ли там дорога или хотя бы направление. Куда хочешь – туда и рули! Шерп проедет, видимо, везде. Можно даже нырнуть по склону носом вниз: этот вездеход гораздо устойчивее, чем кажется на первый взгляд. А почему – сейчас мы будем смотреть.

Практиш и квадратиш

Шерп на первый взгляд кажется несуразным и квадратным уродцем, отторжения не вызывающим, но порождающим неподдельный интерес к причудам его конфигурации. Что-то типа собаки с двумя хвостами: бог, конечно, изуродовал, но смотреть смешно. Шерп сразу обращает на себя внимание пропорциями, далёкими от идеала в мире автомобилестроения, даже вездеходного. Действительно, его ширина – два с половиной метра, высота – 2,3 метра, а длина – всего 3,4 метра. При этом он имеет клиренс в 600 миллиметров, а внешний вид колёс способен вызвать инфаркт у слабо подготовленного работника шиномонтажной мастерской. Но если включить в подсознании режим Шерлока Холмса, то некоторые выводы об особенностях конструкции можно сделать только по необычному экстерьеру вездехода. И это действительно элементарно, Ватсон.


DSC_0034.jpgСразу становится очевидно, что рулить Шерпом как обычной машиной не получится: и передние, и задние колёса поворачивать не способны. Значит, тут есть фрикционы, как на танке. Действительно, есть. Скажу больше: они от ГАЗ-71, только вместо ленточного здесь стоит дисковый тормоз. Продолжаем осмотр.

Слева между колёс виднеется труба выхлопной системы. Никакого клапана на неё нет, хотя такие устройства частенько ставят на машины, которые вынуждены соваться в воду. Вывод? Скорее всего, вода до неё просто не должна доходить. Так оно и есть она чуть выше уровня осей, а Шерп так глубоко не погружается. Давайте прикинем, почему так получается.


DSC_0046.jpgВодоизмещение каждого колеса – 850 литров. Их четыре, значит – уже 3 400. Водоизмещение корпуса не так значительно: он глубоко в воду не заходит, но всё равно не менее тонны. Всего получается четыре с половиной (и даже, возможно, чуть больше) тонны. Сухой вес вездехода – 1 300 килограммов, максимальная нагрузка – тонна. То есть даже с полной нагрузкой запас плавучести получается очень значительным. Поэтому в воде вездеход сидит достаточно высоко, а утопить его почти что невозможно. На всякий случай говорю «почти что», потому что живём мы в России. Тут возможно всякое.


DSC_0024.jpgТак как Шерп – «птица» водоплавающая, то снаружи рассматривать практически нечего, деталей минимум. Но прежде чем лезть в кабину, мы посмотрим содержимое пассажирского (или грузового) отсека и заглянем под крышку мотора.

Дом на больших колёсах

Несмотря на то, что этот вездеход снаружи не кажется слишком большим, места у него внутри достаточно. Причём не только для поездки, но и для вполне комфортного проживания в течение нескольких дней.


DSC_0055.jpgНачнём с того, что Шерп для полёта фантазии и технической мысли предоставляет гораздо большее пространство, чем ГАЗ-69, «уазик» и Нива вместе взятые. Кое-что можно заказать на заводе, но, чует моё сердце, доводить внутреннее убранство вездехода до совершенства (по понятиям каждого человека) придётся в частном порядке. Уж очень тут много для этого места и возможностей.

С комфортом в заднем отсеке могут передвигаться шесть человек (а ещё двое сядут на передних местах). Количество спальных мест указано четыре, но с максимальным удобством разместятся только двое. Зато удобства будет навалом, особенно для длительной стоянки. Спать можно во весь рост, а запас провианта и всякого шмурдяка можно спрятать под пол: грузовые отсеки позволяют. Дополнительный уют зимой создает отдельная «печка».


Под передним сиденьем спрятан двигатель и коробка вездехода. Причём достаточно глубоко внизу, что сильно понижает центр тяжести Шерпа. Открываем и смотрим, что же за агрегаты заставляют этот фантастический аппарат бегать по земле и по воде.

Силовой агрегат – японский четырёхцилиндровый турбодизель Kubota V1505-t объёмом полтора литра, выдающий весьма скромные 44 л.с. и 120 Нм. И никакой ошибки тут нет: имеется наддув, хотя мощность при таком объеме больше похожа на «атмосферную». Но характеристики именно таковы: 44 л.с. при 3 000 об/мин, и это максимальная частота вращения коленвала. Звучит не слишком впечатляющее, но чуть позже мы убедимся, что этого более чем достаточно.


Коробка передач – механическая «пятиступка», безо всяких сюрпризов. А вот что будет разрывом шаблона для среднестатистического автолюбителя, так это полное отсутствие подвески. Но как? Все просто: с учётом колёс размерностью 1 600 х 600 х 25 и сверхнизкого давления в них Шерпу подвеска не нужна вообще.

Ну а внутри кузова спрятаны цепи приводов колёс. Может показаться, что конструкция очень простая и ничего тут сложного нет, но сделать что-то хорошее просто – это талант. А конструктор Шерпа Алексей Гарагашьян личность в узких кругах легендарная и, безусловно, талантливая. Он знал, что делал, для чего и как. Впрочем, о нём можно рассказывать долго, но сегодня речь пойдёт только о Шерпе. Давайте же переберёмся на передние места, где сидят водитель и пассажир. Тут гораздо интереснее, чем сзади.

О рычагах

У Шерпа нет дверей. Во всяким случае таких, как на обычном автомобиле. Зато в передней части есть откидной элемент, который дверью назвать сложно, но на него можно наступить, чтобы забраться в кабину. Первые два-три раза неудобно, потом привыкаешь. Сначала посидим на пассажирском месте и свыкнемся с мыслью о том, что ездить можно и там, где проехать, казалось бы, невозможно.

Ремнями безопасности оборудованы только передние места, что, если честно, настораживает. Но они тут нужны, скорее, только для удержания на месте. На пассажирском сидении самая удобная вещь для того, чтобы держаться рукой – боковая стойка, особенно если откинуть окна – и переднее, и боковое. При крутом спуске невольно вспоминаешь вид вездехода сбоку и думаешь: а не покатится ли он вниз? Но нет, центр тяжести действительно очень низкий, поэтому перевернуть Шерп очень трудно только если сильно постараться, да и то не каждый сможет. Убедив себя в этом, чуть отпускаю руку и слушаю хруст суставов. С перепугу я, оказывается, очень сильный.

По кочкам болота, через канавы и просто по ямкам Шерп катится как луноход по спутнику Земли в фантастическом кино: мягко, уверенно и целеустремлённо. И признаюсь, что для красного словца преувеличил, что у Шерпа нет подвески. Она есть! Просто не привычная для автомобиля, а пневмоциркуляционная. То есть любая кочка или пенёк выдавливает воздух из колеса, встретившего препятствие, в остальные колёса (все они соединены в одну пневматическую систему). Таким образом, колесо «обтекает» препятствие, отчего ход и получается таким плавным. По меркам вездехода – это вообще балерина на цыпочках, а не машина: на неровностях и головой в крышу не подбрасывает, и позвоночник не трещит от старания не дать голове провалиться в штаны.


Хорошо, на месте пассажира немного пообвыкли, теперь садимся за руль и пытаемся разобраться в тонкостях управления. Итак, привычной подвески нет, привычной двери нет. Чего еще нет? Нет руля. Поворачивать надо с помощью фрикционов. Что это значит на практике?

Под левой рукой есть два рычага, каждый из которых отвечает за соответствующую сторону машины. Чуть тянем на себя правый рычаг – и правая сторона остаётся без тяги. Тянем чуть сильнее – и она начинает подтормаживать. При желании Шерп можно развернуть на пятачке, а имея чуть больше опыта – заставить танцевать вальс или что-то ещё такое же вертлявое, но красивое.


DSC_0056.jpgТеперь смотрим на остальные органы управления. На полу у нас – три педали. Это сцепление, газ и педаль для контроля давления шин. Накачены они, кстати, выхлопными газами. Отсюда и своеобразный прибор на стойке со стороны водителя: обычный медицинский тонометр. Смотрится, конечно, слишком дёшево и сердито, но изобретать велосипед разработчики не стали. Оптимизация производства, так сказать.


DSC_0060.jpgСреди приборов под потолком выделяется счётчик моточасов: каждые 50 надо проводить ТО. Остальные приборы знакомы каждому: температура охлаждающей жидкости, уровень топлива, вольтметр и тахометр.


DSC_0061.jpgА вот про рации, навигацию и прочие «вкусняшки» говорить лучше не будем: укомплектовать вездеход можно по собственному желанию, и многое из того, что есть на нашем экземпляре, отсутствует на других. Кстати, люк на крыше у Шерпов временами то появляется, то исчезает: покупатели его хотят, но на производстве не могут точно определиться, опасно его присутствие или нет.

Итак, запускаем двигатель. Кстати, в машине установлен автономный обогреватель, поэтому и в мороз проблем с запуском не бывает, но у нас мотор уже давно тёплый. Как и на обычной машине с «механикой», выжимаем сцепление и включаем передачу (хоть здесь без сюрпризов!).

Если бездорожье не самое зверское, то можно включить и вторую, что мы и делаем. Вот только сцеплением тут советуют работать шустрее, чем на легковой машине: если отпускать плавно, надолго его не хватит. Тут, скорее, оно чаще работает в режиме включить/выключить, чем плавно отпускать, добавляя обороты двигателя. Итак, отпускаем педаль сцепления и катимся для начала по обычному чуть подмёрзшему болоту.

Если кто-то считает, что свобода – это причёска Анжелы Дэвис, «косяк» за ухом, право на мат в публичном месте и отсутствие штрафа за превышение скорости, то это не так. Свобода – это ехать туда, куда хочешь, не задумываясь, что у тебя под колёсами: снег, торф, твёрдый грунт или вода. Хочешь направо – езжай направо, хочешь налево – поворачивай налево. Надо влезть на метровое препятствие – лезь. Переехать через нагромождение камней или поваленные деревья – да пожалуйста! Но мы приближаемся к речке, сейчас начнётся самое интересное.

Перед заходом в воду сбрасываем газ (вдруг там слишком крутой обрывчик, можно и кувыркнуться или зачерпнуть воды открытым окошком) и потихоньку заезжаем на лёд. Он слишком тонок и почти сразу ломается. Шерп ухает в воду, сердце непроизвольно ёкает, но не от страха (его нет вообще), а от восторга. Отходим от берега чуть подальше и выходим на «фарватер».


Шерп может оставаться на плаву неограниченно долго. Мало того, он способен плавать и при полной загрузке, чем не могут похвастаться многие другие «земноводные». На воде его скорость может достигать шести километров в час, что не слишком быстро, но вполне достаточно для того, чтобы преодолеть практически любую водную преграду. Шлицы колёс шлёпают о воду, я потихоньку сворачиваю в сторону берега: будем выбираться из воды. У самой земли натыкаемся на кромку льда. Но его толщины недостаточно, чтобы выдержать вес вездехода. Он ломается, крошится, и мы волей-неволей становимся пассажирами ледокола. Скоро под передними колёсами появляется твёрдый грунт, Шерп задирает морду вверх и выбирается за берег.

В этот момент мне вспомнился другой вездеход: гусеничный BV-206 Лось. Нисколько не умаляя достоинства шведской машины, отмечу, что её бензиновый «атмосферник» очень не любил крутые подъёмы: топливо не поступало в ускорительный насос карбюратора, и без привычки можно было заглохнуть, просто задрав морду вездехода. Турбодизель Шерпа такого недостатка не имеет, топливного голодания нет при любых кренах. И это очень хорошо, потому что в силу конструкции продольные крены у Шерпа довольно велики. С другой стороны, без этого можно было бы забыть о сверхпроходимости этого монстра.


DSC_0081.jpgИ вообще, как мне показалось, в большинстве случаев силовому агрегату глубоко плевать, на какой передаче тащить вездеход. На крутой подъём в гору, когда в лобовое окно мы видели больше небо, чем дорогу, Шерп пёр на второй передаче и даже не пыхтел. По паспортным данным он может забраться на 35-градусный подъём. По факту, говорят, может и круче.

И ещё чуть-чуть

Нельзя считать разговор о Шерпе законченным без упоминания нескольких интересных деталей конструкции, делающих эксплуатацию вездехода ещё более привлекательной.

Во-первых, уважения заслуживает простота управления этой машиной. Рычаги можно передвигать только кончиками пальцев, поэтому вкупе с плавностью хода управление Шерпом кажется просто фантастически приятным. Мы катались не более двух часов, но слово даю: проще было выковырять Диогена из его бочки, чем меня из этого вездехода. Если не лезть на нём уж в очень сложные условия движения, то управлять им сможет, думаю, каждый. Причём легко и без внезапной усталости.

Второй момент – это то, как удачно устроены вентиляция и отопление салона. Воздушный поток идёт так, что даже с окинутым ветровым стеклом в кабине тепло. Ну а возможность создать любой климат в пассажирском отделении на достаточно долгое время любую поездку в загадочные непролазные дебри сделает комфортной: никаких палаток и грязи – живи в машине, сколько влезет. Хоть посреди озера. Тем более, что запас хода у Шерпа очень неплох (он тратит всего 2-3 литра солярки в час в зависимости от сложности бездорожья при баке 58 литров).

Третье – это удобство обслуживания. Взять хотя бы такую мелочь, как воздушный фильтр: заменить его можно за несколько минут, а заодно и почистить фильтрующую сетку на боку кузова. Или доступ к агрегатам прямо из салона – всё на виду, подобраться легко почти ко всему.


DSC_0007.jpgНу а теперь – та самая ложка дёгтя, без которой я не проживу. Стоимость этого вездехода сейчас перевалила за четыре миллиона рублей. Одно колесо стоит около тысячи долларов. Дополнительные топливные баки, устанавливаемые в колёса, стоят по 13 тысяч за каждый. Генератор повышенной мощности – почти 60 тысяч (!) рублей.

Теперь ещё раз напоминаю, что, например, всякие сетки и органайзеры в салоне установлены в нашем вездеходе отдельно. Пассажирский отсек обшит самостоятельно, сиденья переделаны на более мягкие.

Если честно, можно сделать и ещё больше. После каждой серьёзной вылазки появляется желание дополнить вездеход чем-то новым. И я не думаю, что этот процесс когда-нибудь закончится. В общем, позволить себе купить Шерп может далеко не каждый.

Зато даже тяжело представить, что может себе позволить каждый, кто купил Шерп.

Михаил Баландин



Источник: cont.ws.

Рейтинг публикации:

Нравится15



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map