» » » Ученым впервые удалось восстановить геном древнего человека

Ученым впервые удалось восстановить геном древнего человека

11-02-2010, 12:21 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (2 081)
Семейство чукчей. Рисунок Луиса Чориса (Louis Choris) 1816 года
Ученым впервые удалось расшифровать геном древнего жителя Гренландии. Работа ученых появилась в журнале Nature. Ее краткое содержание приводит портал ScienceNOW.

Ученые работали с образцом волос, найденным в Гренландии в 1980-х годах. До недавнего времени образец, возрастом около 4 тысяч лет, хранился в музее. Так как волосы имеют пористую структуру, биологи смогли полностью очистить их от загрязнения ДНК современных людей (фактически, все они находились на поверхности).

Биологи определили последовательность около 80 процентов генома. Генетический анализ показал, что 4 тысячи лет назад Гренландию населяли люди, являющиеся родственниками современных чукчей и коряков (эти народы обитают в Сибири). Люди, обитающие в Гренландии сейчас, не являются потомками ее древних жителей.

Новая работа поможет ученым восстановить пути миграции древних людей и узнать, как заселялась Земля. Помимо этих ценных выводов исследование важно тем, что оно показывает, насколько точными и чувствительными стали современные технологии работы с ДНК. Не исключено, что в будущем ученые смогут получить генетическую информацию из образцов, которые до сих пор считались "безнадежными".

Источник: lenta.ru.

1. » #1 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (11 февраля 2010 13:46)

Древнюю Гренландию населяли сибиряки

Слева - фотография волоса Инука, полученная с помощью электронного микроскопа, справа: так Инук мог выглядеть в жизни, 4000 лет назад. Изображение с сайта www.wired.com

Международной группе ученых из Европы, США, Австралии, Китая и России удалось расшифровать генетический код человека, принадлежащего к одной из древнейших культур, путем анализа пучка его волос, сохранившихся в вечной мерзлоте. Волосы возрастом свыше 4000 лет были найдены в 1986 году в ходе раскопок в Гренландии (на стоянке Кекетасуссук - Qeqertasussuk) вместе с четырьмя фрагментами костей, помещены в пластиковый пакет и хранились в Датском национальном музее, пока не попались на глаза биологу-эволюционисту Эске Виллерслеву (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета.

Благодаря нынешним успехам технологии генетического секвенирования ученые многое могут рассказать о владельце этих волос. Например, что кожа его была смуглой, а его предки переправились в Новый Свет из Восточной Сибири всего 5500 лет назад, в ходе неизвестной ранее миграционной волны. Генетические данные свидетельствуют о том, что человек, получивший у исследователей прозвище Инук ("Inuk"), был склонен к облысению, но при этом еще достаточно молод, чтобы потерять все свои волосы. "Инук" - это единственное число от слова "инуиты", то есть люди. Так называют себя эскимосы.

Генетические исследования останков Инука уже легли в основу статьи 2008 года в журнале Science (тогда были доступны данные по расшифровке лишь митохондриальной ДНК). А на этой неделе новая статья была опубликована в журнале Nature - по результатам расшифровки 80 процентов ядерной ДНК. Уникальность находки состоит в том, что надежность прочитанной генетической информации вполне сравнима с современными образцами, и это позволяет установить новый стандарт исследований и распространить технологию на другие подобные случаи. Чтобы снизить риск необратимого загрязнения образцов попаданием туда ДНК современных ученых, в непосредственный контакт с древними волосами вступали исключительно европейцы.

В результате археологических изысканий удалось установить, что найденные волосы и кости принадлежат представителям вымершей культуры Саккак (Saqqaq), входившим в число самых ранних жителей Гренландии. Антропологи начиная со времен открытия этой культуры в 1950-х гг. ломали голову над тем, являлись ли эти люди потомками тех первых американцев, что пересекли Берингов пролив по существовавшему 10-14 тысяч лет назад сухопутному мосту из Сибири, или же они были частью другой миграционной волны. Проанализировав ДНК Инуика, исследователи смогли теперь сравнить его с данными по всем современным группам, начиная от эскимосов и индейцев и заканчивая сибирскими народностями, тем самым получив наконец ответ на давний вопрос. Ближайшими "родственниками" "палеоэскимосов" оказались не современные эскимосы или инуиты, не гренландцы или индейцы Новом Свете, а три малых народа Севера - нганасаны, коряки и чукчи. От этих этнических групп сородичи Инука и отделились не более 5500 лет назад.

Получается, что предки "палеоэскимосов" прибыли в Америку тогда, когда "Берингова моста" уже и в помине не было, значит, они должны были преодолевать пролив либо плывя на лодках либо по зимнему льду.

Несмотря на новые исследования, причина, по которой культура Саккак ушла в небытие, все так же остается загадкой. Эти люди могли быть ассимилированы окружающими народами или же истреблены более поздними культурами, такими как Дорсет и Туле. Последующие генетические исследования, вероятно, смогут пролить дополнительный свет и на этот вопрос.

Интересно, что генетические данные оказались столь качественными, что исследователи решились даже создать портрет Инука. Вполне можно предположить, что у него, как и у многих представителей народностей Крайнего Севера, были карие глаза и темные густые волосы. Передние зубы при этом выступали вперед так же, как у многих азиатов и представителей коренного американского населения. Ну а обмен веществ в теле был адаптирован к холодному климату.

Источники:
    Ancient human genome sequence of an extinct Palaeo-Eskimo
    Researchers Use SNP Analysis to Paint Picture of an Ancient Human
    First Ancient-Human Genome Sequence Answers Anthropological Riddle