Самолеты больше не будут пропадать
Как перестать терять самолеты с радаров посредством создания глобальной спутниковой системы, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
История с пропавшим над Южно-Китайским морем малайзийским Boeing, равно как и резонансное падение малайзийского самолета в Донбассе, шокировали общественность и породили великое множество теорий, так или иначе объяснявших произошедшее. Минул почти год, и теперь исследователи предложили механизм, который позволит в режиме реального времени отслеживать все гражданские самолеты посредством спутников. Первыми с предложением создать подобную систему выступили американцы, работающие в Национальном совете по безопасности на транспорте (NTSB) — независимом агентстве, которое занимается расследованием различных происшествий на транспорте. Их выслушали, но в дополнительном финансировании отказали, сославшись на несовершенство современных технологий.
Инициативу перехватили представители Европейского космического агентства (ESA), коллеги которых недавно посадили зонд «Филы» на комету Чурюмова — Герасименко.
Главный недостаток наземных радаров, которые широко применяются сейчас, заключается в том, что когда самолет пролетает через океан или через территории, расположенные на приличном удалении от таких радаров, то сигнал пропадает до тех пор, пока самолет вновь не появится в зоне охвата одного из этих устройств. Уже сейчас вполне реально установить на самолеты передатчики, которые ежеминутно передавали бы сигнал на спутники. Эту нишу даже успели апробировать некоторые частные компании.
Сами США обещают к 2025 году оснастить все свои самолеты оборудованием системы NextGen (Next Generation Air Transportation System), которое позволит не только следить за воздушными судами со спутника, но и оптимизировать траекторию их полета в зависимости от обстоятельств.
В ESA пошли дальше — исследователи использовали спутник Proba-V, запущенный для слежения за ростом растительного покрова Земли, чтобы следить за самолетами. В общей сложности за два года, прошедших с момента запуска спутника, удалось принять порядка 25 млн сигналов о местоположении 15 тыс. самолетов. При этом размеры спутника не превышают один кубический метр, что позволяет создать целую группировку подобных спутников, а как следствие, и систему слежения за самолетами.
«Мы можем работать двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю с редкими перерывами на поддержание работоспособности спутника или на его апгрейд», — рассказал Тони Деловски, представитель Германского аэрокосмического центра (DLR). По его словам, опыт ESA показал, что спутники, изначально не предназначенные для такой задачи, как мониторинг местонахождения самолетов, с этой задачей справились отлично. А это значит, что создание группировки спутников для слежения за самолетами — дело ближайших лет.
В пользу необходимости создания такой группировки говорит и то, что один спутник единовременно может охватывать территорию площадью 1500 x 750 км. Оборудование, используемое ESA, уже давно применяется в США. В Европейском космическом агентстве думают над тем, как сертифицировать его в Европе. После того как оборудование будет соответствовать всем международным стандартам, его можно будет устанавливать на все воздушные суда, начав создавать глобальную систему мониторинга.
Газета.ру Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|