Питекантропы использовали орудия для добычи моллюсков и для гравировки
В коллекции Эжена Дюбуа, более ста лет хранящейся в Лейденском университете, кроме знаменитых костей питекантропов имеется и полторы сотни раковин моллюсков. Их изучение, предпринятое большим коллективом специалистов, дало неожиданный результат. Обнаружилось, что питекантроп был не тем низколобым полусогнутым созданием, дробившим кости каменным рубилом, каким его обычно представляют. Это был высокий человек ростом около 180 см, делавший, по-видимому, режущие орудия из раковин. Моллюски также шли в пищу, причем этот древний родич современных людей умел мастерски открывать сомкнутые створки. И даже более того, на этих раковинах есть гравировка, аккуратно выполненная правой рукой. Это самые древние из известных на сегодняшний день предметов «человеческого» искусства.
В 1891 году Эжен Дюбуа описал первых яванских питекантропов, которых сейчас относят к виду Homo erectus. За прошедшее с тех пор столетие наше видение глубокой человеческой истории стало фактологически гораздо более полным и обоснованным. Мы теперь обладаем большим массивом антропологических находок по самым разным видам гоминид, овладеваем палеогенетикой, во всех отношениях многообещающей. Тем интереснее, что переизучение старых коллекций Дюбуа продолжает приносить новые открытия. Большой коллектив авторов из 13 научных лабораторий представил исследование этой старой коллекции. Но на этот раз ученых интересовали не столько кости, сколько раковины моллюсков, собранные Дюбуа вместе с костями. Работой руководила Джозефина Йорденс (Josephine Joordens) из Лейденского университета (Нидерланды). Именно в этом университете и хранятся коллекции Дюбуа.
Несколько лет назад Йорденс опубликовала результаты анализа этих раковин, доказав, что они не случайно оказались поблизости от древних людей (J. C. A. Joordens et al., 2009. Relevance of aquatic environments for hominins: a case study from Trinil (Java, Indonesia)). Питекантропы ели моллюсков, выбирая тех, что покрупнее, а раковины выбрасывали в кучи. Но, в действительности, нет ничего удивительного в том, что люди, будучи всеядными, не брезговали моллюсками. Удивительные вещи открылись при более пристальном изучении этих раковин.
В очень многих из этих раковин имелись дырочки. Эти дырочки находились как раз в том месте, где крепится мускул, удерживающий раковину в сомкнутом состоянии. Если его повредить, проткнув раковину, то раковина сама без усилий откроется. Форма дырочек и их краев подсказала исследователям, как питекантропы открывали раковины: с помощью острых акульих зубов. Если таким зубом «протереть» дырку — что и проделали исследователи в своих экспериментах с похожими по размеру и толщине раковинами, — то в раковинах получаются отверстия как раз такой формы и структуры края. Так что питекантропы были весьма искушенными гурманами и знали, как лучше справиться с неподатливым моллюском.
Расположение дырочек на раковинах, где сохранились обе створки, позволяет заключить, что питекантропы были правшами. Этот вывод, хотя приведен в статье без специальных доказательств (возможно, он следовал просто из формы и направления царапин на краях и самоочевиден), тем не менее важен. Он отражает ход становления асимметрии мозга: по крайней мере у питекантропов она уже сформировалась. У них за работу отвечало левое полушарие, определяя преобладание праворукости в орудийной деятельности. Это значит, что правое полушарие начало специализироваться на образном представлении мира. Неожиданное и яркое подтверждение существования у питекантропов образного мышления нашлось опять же среди раковин моллюсков. На одной створке обнаружилась гравировка — абстрактный зигзаг, идущий через всю раковину.
Этот зигзаг — очень примечателен во многих отношениях. Как было показано, линии на раковине сделаны акульим зубом; их проводили специально, не отрывая руки на углах зигзага, так что это не случайно получившиеся насечки. Таким образом, обнаруженный зигзаг стал одним из считанных объектов «искусства» Homo erectus. Раннее искусство сапиенсов уже давно обсуждается (в том числе и на «Элементах»; см., например, новости Три продырявленные ракушки заставляют по-новому взглянуть на зарождение человеческой культуры, «Элементы», 26.06.2006 и В Германии найдена самая древняя в мире скульптура, «Элементы», 15.05.2009), есть свидетельства неандертальских художеств (W. Roebroeks et al., 2011. Use of red ochre by early Neandertals; более подробно о символической деятельности неандертальцев см. здесь), а вот для эректусов известна, пожалуй, только графика из Бельцингслебена (см. The Graphics of Bilzingsleben). Но теперь можно более основательно обсуждать и символизм в мышлении эректусов, существенно удревнив начало абстрактно-художественной деятельности людей: возраст гравировок из Бельцингслебена оценивается примерно в 400 000 лет, а раковина с Явы существенно древнее.
Эти раковины датировали двумя методами. Сначала — с помощью изотопии атмосферного аргона (40Ar/39Ar-изотопии), использовав зерна вулканических минералов, заполнявших раковины. Как считают исследователи, раковины не могут быть старше возраста этих зерен. Затем — методом оптического датирования. Выяснилось, что минимальный возраст этих вулканических минералов составляет примерно 540–430 тысяч лет (рис. 2). Прежние определения возраста этих находок отодвигали появление питекантропов на Яве на миллион лет назад (с большими допусками в ту и другую сторону). В дальнейшем, конечно, возраст и костей, и раковин будет уточняться независимым образом, но в любом случае тринильская раковина с гравировкой — это пока самый древний предмет человеческого «искусства».
Источник: J. C. A. Joordens et al. Homo erectus at Trinil on Java used shells for tool production and engraving // Nature. 2014. DOI:10.1038/nature13962.
Елена Наймарк Источник: elementy.ru.
Рейтинг публикации:
|
Рис. 1. Диорама в музее в деревне Триниль на Яве, изображающая троих Homo erectus. Неподалеку от этого места Эжен Дюбуа впервые нашел остатки питекантропов: крышку черепа и бедренную кость. Фото с сайта panoramio.com