Анатомы и палеопатологи из Университета Цюриха проанализировали все работы ученых за последние 30 лет и выяснили, что 18% египтян страдали от жуткой зубной боли. Египтянам причиняли мучения плохие зубы, периодонтальные болезни, абсцессы и большие дупла. В целом исследователи вывели статистику болезней для более 3000 древнеегипетских мумий.
«У нас очень много сведений о зубных болезнях, так как у мумий обычно лучше всего сохраняются именно зубы. Что касается других заболеваний, в опубликованных работах часто не хватает данных для выводов современных медиков. Однако мы сделали ряд интересных открытий», — рассказал один из исследователей — доктор Франк Рули (Frank Ruhli), глава швейцарского проекта по изучению мумий при университете в Цюрихе.
Ученые проанализировали все научные работы египтологов, выходившие с 1977 года, когда впервые была проведена компьютерная томография древней мумии. Томография помогла выявить целый ряд различных заболеваний у древних египтян, чаще всего встречались костные болезни, инфекции и травмы.
Рули с коллегами составили список всех исследованных за последние 30 лет мумий, который занял у них больше 85 страниц. Они, например, обнаружили 15 случаев дегенеративных заболеваний. Одиннадцать древних египтян страдали от остеоартроза (заболевание суставов костей), а четверо — от атеросклероза (хроническое заболевание артерий).
Инфекции
Очень часто при исследовании мумий ученые обнаруживали следы инфекционных болезней. Так, в трех случаях древние египтяне явно страдали от хронического инфекционного заболевания среднего уха. Очень часто встречаются туберкулез, язвенно-гангренозный стоматит, смертельно опасная гангрена щек и челюсти, которая чаще всего поражала детей.
У семи мумий исследователи обнаружили следы микроорганизмов Plasmodium falciparum, которые вызывают самую опасную форму малярии. В десяти случаях медики выявили опухоли, четыре из которых, возможно, были злокачественными. Одиннадцать других египтян страдали от легочных заболеваний — пневмонии, эмфиземы и отека легких.
«Интересно, что в большинстве случаев легочных заболеваний присутствует антракотический (угольный) пигмент. Это свидетельствует о загрязнении воздуха дымом от огня и масляных ламп», — отметил Рули.
Травмы и кости
Чаще всего встречаются и проще всего диагностируются различные костные заболевания и травмы. Например, переломы случались и у фараонов — у Рамсеса II Великого, третьего правителя Египта из XIX династии, был сломан средний палец левой руки. А у Таа II Секененра, 14−го фараона из Фиванской (XVII) династии, погибшего, возможно, в битве, был поврежден череп.
Возраст большинства исследованных мумий насчитывает 3500−2000 лет, так как именно в этот период был наиболее широко распространен процесс бальзамирования. Однако, несмотря на огромное количество научных отчетов на эту тему, у ученых осталось множество нерешенных вопросов.
Медицинские загадки
«В научных работах не определен или не указан пол трети изученных мумий. Более того, ученые в редком случае смогли точно определить и указать причину смерти», — подвел итог Рули. В большинстве исследований причина смерти, которая чаще всего происходила в возрасте от 20 до 40 лет, не указана либо определена весьма смутно.
«Процесс бальзамирования и природа некоторых болезней часто мешают точной диагностике. Например, диарея, которая раньше часто становилась причиной смерти детей в трети стран по всему миру, не оставила никаких заметных следов на телах мумий», — отметил Рули.
Лишь в четырех случаях причина смерти древних египтян указана абсолютно точно. Эти люди скончались от пневмонии, отека легких, нейрофиброматоза и хронического отита. В других случаях возможной причиной смерти указаны травмы, инфекционные заболевания, недоедание и в одном случае — убийство.
«Недостаток информации о причинах смерти древних египтян может быть объяснен самим процессом бальзамирования, во время которого из трупа извлекали почти все внутренние органы. Многие болезни, поражавшие эти органы, теперь определить уже нельзя», — пояснил профессор Джино Форначиари (Gino Fornaciari), судебный антрополог и глава Музея анатомической и патологической гистологии при университете в Пизе.
Исследование швейцарских ученых опубликовано в Journal of Comparative Human Biology.