На прошедшей неделе в Куньшане, Китай, состоялось открытие первого в мире почти полностью роботизированного ресторана, что означает, что роботы выполняют в этом заведении практически всю работу, начиная от встречи, сопровождения и обслуживания посетителей до приготовления пищи. Всего в этом ресторане работает дюжина роботов, два из них встречают посетителей у входа и сопровождают их к столикам. Четыре робота работают официантами, разнося по столам готовые блюда, а на кухне находятся три больших робота-повара, которые выполняют всю работу по подготовке продуктов и по приготовлению пищи. Стоимость каждого робота составляет порядка 40 тысяч иен (6500 долларов), что приблизительно равно годовому доходу человека-рабочего.
"Идею создания такого ресторана подсказала мне моя дочь" - рассказывает Сонг Югэнг (Song Yugang), владелец ресторана, - "Она давно требовала от меня завести домашнего робота из-за того, что ей не очень нравится выполнять повседневную работу по дому". Но не эта идея стала основополагающей идеей создания робо-ресторана. Все дело заключается во все возрастающей стоимости рабочей силы в Китае, заставляющей различные учреждения и компании все чаше использовать самые последние достижения автоматизации и робототехники. И, благодаря этому, уже в прошлом году Китай обошел Японию по количеству используемых в производстве промышленных роботов.
"Наши роботы могут понять около 40 общераспространенных фраз. Они не могут внезапно заболеть или взять отпуск. После процедуры зарядки, которая длится около двух часов, роботы способны непрерывно работать в течение пяти часов" - рассказывает Сонг Югэнг о преимуществах использования роботов в своем заведении.
К сожалению, созданная в ресторане Сонг Югэнга роботизированная система не отличается особой гибкостью и интеллектом. Роботы-официанты могут передвигаться строго по заданным маршрутам и если на их пути встретится препятствие в виде стоящего или сидящего человека, робот будет требовать, правда очень вежливо, уступить им дорогу.
Роботы-повары также не блещут особыми возможностями, они могут готовить лишь ограниченный набор блюд из заранее определенного набора продуктов. А в случае большого наплыва посетителей, когда роботы-повара не могут справляться с увеличившейся нагрузкой, в дело вступает находящийся на "подхвате" повар-человек, который, кстати, занимается еще и приготовлением особо сложных блюд и другой работой, которая не по плечам роботам-работникам.
Несмотря на все недостатки системы, реализованной в робо-ресторане Сонг Югэнга, следует принимать во внимание то, что это заведение является лишь первой ласточкой в деле тотальной роботизации области общественного питания. Следует ожидать, что в скором будущем такие заведения начнут появляться в больших количествах в самых разных уголках земного шара, ведь проблема высокой стоимости рабочей силы стоит очень остро не только в одном Китае. Это, в свою очередь, подстегнет развитие всех сопутствующих технологий и через некоторое время роботы будут справляться с задачей обслуживания людей не хуже, чем живые работники.