» » » Пучки протонов в БАК разогнали до рекордной энергии

Пучки протонов в БАК разогнали до рекордной энергии

30-11-2009, 10:26 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 855)
  В ночь с 29 на 30 ноября ученые, работающие на Большом адронном коллайдере, довели энергию каждого из пучков протонов до значения 1180 гигаэлектронвольт. Сообщение об этом появилось на сайте elementy.ru.

Два пучка элементарных частиц, циркулирующих в противоположных направлениях, двигались с таким значением энергии в течении некоторого времени. Если физики не обнаружат в работе коллайдера неполадок, с высокой вероятностью, в скорой перспективе будет осуществлен эксперимент по столкновению пучков с достигнутыми энергиями. Ранее сообщалось, что к концу 2009 года энергия пучков достигнет значения 1,7 тераэлектронвольт.

В понедельник БАК побил рекорд другого коллайдера - американского Тэватрона. На этом ускорителе протоны и их "двойники" из антиматерии движутся с энергиями 980 гигаэлектронвольт (0,98 тераэлектронвольт).

Большой адронный коллайдер был повторно запущен 20 ноября 2009 года. Первые пробные столкновения пучков на энергиях 450 гигаэлектронвольт были проведены 23 ноября.

Самый мощный на планете ускоритель элементарных частиц начал работу 10 сентября 2008 года. Однако через девять дней эксперименты на коллайдере были прекращены из-за аварии. В ходе ремонтных работ инженерам пришлось размораживать все сектора коллайдера, а потом вновь доводить температуру в них до рабочей (1,9 Кельвина, или минус 271,25 градуса Цельсия).

Источник: inline.ru.

1. » #1 написал: VP (30 ноября 2009 14:58)

Большой адронный коллайдер вывели на рекордные мощности Исследуя результаты столкновения частиц, ученые надеются глубже проникнуть в тайны материи, достичь самых высоких из когда-либо изученных энергий

Большой адронный коллайдер (БАК), работающий в Европейском центре ядерных исследований (CERN), стал самым мощным в мире ускорителем элементарных частиц. В понедельник утром скорость пучков протонов достигла 1,18 тераэлектронвольт - ТэВ (аналогичная установка в США показывала ниже 1 ТэВ).

Работающий на глубине 100 м под территориями Швейцарии и Франции Большой адронный коллайдер (БАК) стал самым мощным в мире ускорителем элементарныъх частиц, передает ИТАР-ТАСС. В понедельник утром состоялся очередной пробный запуск, в ходе которого скорость пучков протонов, которые разгоняют по 27-километровому туннелю, достигла 1,18 тераэлектронвольт (ТэВ).

По сообщению Европейского центра ядерных исследований (CERN), запуск состоялся ранним утром. Однако сайт коротких сообщений Twitter указывает на 00:42 местного времени как точку достижения рекордной скорости элементарных частиц.

Руководство CERN сообщает, что удалось побить рекорд, достигнутый американским коллайдеров Tevatron, который был установлен в 2001 году и составил 0,98 ТэВ. Генеральный директор научной организации Рольф Хойер назвал полученный результат "фантастикой", особо отметив, как плавно, без малейших затруднений, удалось запустить процесс. Однако основные физические эксперименты начнутся с 2010 года - до этого времени руководитель будет "держать свое шампанское на льду", уточнил он. К первому кварталу следующего года ученые надеются довести энергию до 7 ТэВ, или 3,5 ТэВ на каждый из встречных пучков. Тогда и начнутся эксперименты, ради которых, собственно, и создавался БАК стоимостью в 10 млрд швейцарских франков (9,8 млрд долл). Исследуя результаты столкновения частиц, ученые надеются глубже проникнуть в тайны материи, достичь самых высоких из когда-либо изученных энергий. При самом оптимистичном исходе исследователи смогут воссоздать условия, существовавшие 13 млрд лет назад спустя 1-2 триллионные доли секунды после Большого взрыва, приведшего, по господствующей в современной науке теории, к возникновению нашей Вселенной.

Напомним, коллайдер заново запустили 20 ноября после ремонта, который был вызван серьезной неисправностью, выявленной в ходе прошлогоднего цикла работы этой установки.

Электронвольт (сокращённо эВ или eV) — внесистемная единица измерения энергии, широко используемая в атомной и квантовой физике. Один электронвольт равен энергии, которая необходима для переноса электрона в электростатическом поле между точками с разницей потенциалов 1 В. Тераэлектронвольт равен миллиарду электронвольт. Для сравнения, тепловая энергия поступательного движения одной молекулы при комнатной температуре составляет 0,025 электронвольт, энергия электрона в лучевой трубке телевизора - около 20 КэВ (тысяч электронвольт), а энергия космических лучей составляет от 1 мегаэлектронвольт (1 млн эВ) до 1000 ТэВ. (NEWSru.com)

www-адрес статьи: http://www.inline.ru/gonews.asp?NewsID=184717

Коллайдер разогнался до открытия "частицы бога"

"Человечество никогда не достигало таких энергий, - прокомментировал заведующий лабораторией Института ядерных исследований РАН Юрий Куденко мировой рекорд энергии, установленный сегодня на Большом адроном коллайдере (ФОТО). - До сих пор самый большой результат достигался только на коллайдере "Тэватрон" Лаборатории имени Ферми в США, где американцы добились чуть меньше одного ТэВ".

Физикам, работающим на Большом адроном коллайдере, удалось впервые разогнать пучки протонов до 1,18 тераэлектронвольт. Достижение таких величин - очень большой результат, отмечает профессор Куденко. Его значение в том, что чем выше энергия, тем больше шансов обнаружить одну из основных целей физиков - так называемый бозон Хиггса.

Бозон Хиггса - пока теоретически вычисленная элементарная частица, которая, согласно так называемой "стандартной модели", отвечает во Вселенной за появление массы. Именно такое свойство этой "частицы бога" вызывает до сих пор страхи, что ее искусственное получение приведет к цепной реакции непроизвольного роста массы и превратит нашу планету в "черную дыру". Однако до сих пор бозон Хиггса так и не был обнаружен экспериментально, что подрывало стандартную модель физики элементарных частиц. Впрочем, энергии, которых добились американцы на "Тэватроне", не позволяют надеяться на обнаружение "частицы бога". Именно потому физики всего мира возлагают такие большие надежды на коллайдер, принадлежащий Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН).

Почему так важно обнаружение бозона Хиггса? "Это частица, которой недостает для того, чтобы стандартная модель была полной, - поясняет Юрий Куденко. - Хотя справедливости ради надо отметить, что она уже неполна - после того как на днях были обнаружены первые мюонные нейтрино из нового нейтринного пучка - то есть было подтверждено, что три вида этих частиц переходят друг в друга. А это уже противоречит стандартной модели".

Большой адронный коллайдер (БАК) - самый большой на данный момент ускоритель элементарных частиц. Он работает на принципе столкновения летящих в противоположные стороны частиц. Это дает больший эффект, нежели столкновение пучка частиц с неподвижной мишенью. Создание установки началось в конце 1990-х годов. В сентябре 2008 года коллайдер был торжественно запущен, но затем потребовалось еще более года для его ремонта и доводки. Стоимость строительства составила более 6 миллиардов евро (10 миллиардов долларов США). Большую роль в создании Большого адронного коллайдера сыграли российские ученые, без которых, по авторитетному свидетельству создателя самого термина "адрон" академика РАН Льва Окуня, этот проект в нынешнем виде просто не мог быть реализован.

Для того чтобы представить энергии, до которых разгоняются протонные пучки в коллайдере, ученые делают небольшое, но важное пояснение. Один электронвольт – это энергия, которая необходима для переноса электрона между точками с разницей потенциалов в один вольт. Это крайне малая величина. Например, энергия электрона в электронно-лучевой телевизионной трубке составляет порядка 20000 эВ. Для ядерной физики это базовая единица, потому что через нее, в частности, определяются и массы элементарных частиц.

Тераэлектронвольт - это 10 в двенадцатой степени, то есть триллион электронвольт. То есть, в 50 миллионов раз больше, чем энергия пучка электронов, достигаемая в кинескопе телевизора.

Выйти на новые рекордные энергии, при которых можно рассчитывать на появление бозона Хиггса, на БАКе планируется уже в первые месяцы 2010 года. И хотя энергии, которые есть в космосе (это порядка 10 в двадцать первой степени электронвольт), в земных условиях получить нереально, все же можно надеяться, что в самое ближайшее время физики смогут получить принципиально новые данные о строении материи, отмечает ИТАР-ТАСС.