Группа специалистов из отдела робототехники и автоматизации испанской компании Tecnalia, возглавляемая доктором Урко Еснаола Кампос (Dr Urko Esnaola Campos), производит ряд мероприятий, конечной целью которых является интеграция гуманоидных промышленных роботов HIRO в инфраструктуру сборочного конвейера завода компании Airbus в Пуэрто-Реале. Ожидается, что роботы HIRO начнут работать на сборочном конвейере к июню 2015 года в рамках инженерного проекта по объединению людей и роботов в пределах единого рабочего пространства.
"Наша точка зрение на будущее заключается в том, что роботы должны работать рядом с людьми, разделяя одно и тоже рабочее пространство" - рассказывает доктор Кампос, - "В этом случае они смогут использовать свои способности и выполнять различные работы, гармонично дополняя друг друга. Есть ряд операций, с которыми человек справляется с легкостью, но которые чрезвычайно трудны для роботов. С другой стороны, есть действия, выполнение которых слишком монотонно и утомительно для людей, но с которыми роботы справляются без затруднений".
Робот HIRO является изделием японской робототехнической компании Kawada Industries. У робота имеется две камеры в его голове и по дополнительной камере на каждом его манипуляторе. В отличие от первого варианта робота, который работал под управлением операционной системы Windows XP, система управления нынешних роботов HIRO работает под управлением более надежной операционной системы QNX, ориентированной на использование в промышленных и медицинских устройствах.
"При создании роботизированной системы мы используем ряд дополнительных камер, подключаемых к системе робота, которые позволяют ему не только следить за положением и действиями человека-напарника, но и следить за предметом сборки" - рассказывает доктор Кампос, - "Это является важной частью, обеспечивающей гибкость работы системы в целом. Если робот выполняет процедуру по вставке заклепок в отверстия, то он должен видеть отверстие с нескольких точек зрения, саму заклепку и "вполглаза" следить за действиями человека, что достигается при помощи дополнительных камер".
Роботы HIRO, которые планируется использовать рядом с людьми, будут иметь электродвигатели с пониженной мощностью, составляющей 80 Вт. Такой мощности приводов будет достаточно для выполнения большинства типовых операций, но недостаточно для того, чтобы нанести человеку значимые повреждения и увечья во время возникновения какой-либо непредвиденной ситуации. "Если мы будем использовать действительно мощного робота, то при его работе рядом с человеком будет необходимо использовать специальные меры безопасности, ведь даже самая маленькая ошибка может привести к трагическим последствиям" - рассказывает доктор Кампос, - "Робот HIRO, обладающий пониженной мощностью, просто неспособен нанести человеку какие-либо повреждения даже при самом неблагоприятном раскладе".
В настоящее время специалисты компании Tecnalia работают над модернизацией программного обеспечения робота HIRO, что позволит ему при помощи унифицированного захвата использовать инструменты из достаточно широкого набора для выполнения самых различных работ. Также некоторые из роботов HIRO получат колесную тележку, что позволит им перемещаться в пределах их рабочего места.
"Опытная эксплуатация роботов HIRO на сборочном конвейере начнется в самом начале 2015 года" - рассказывает доктор Кампос, - "А в начале июня 2015 года мы уже надеемся получить полностью работоспособную робототехническую систему, способную включиться в производственную деятельность компании Airbus".