За разливами нефти в России будут следить с помощью космических технологий. Это позволит точнее определять масштабы и опасность загрязнений на суше и на шельфе. Сейчас расхождение данных об утечках, предоставляемых нефтедобывающими компаниями и экологами, составляют сотни тысяч тонн
Правительство России решило выяснить, сколько на самом деле пропадает нефти во время добычи и транспортировки. Делать это будут с помощью космических аппаратов. Нефтяные пятна, замеченные со спутников, можно будет сканировать и определять масштабы утечек.
Сведения, которые сегодня поступают в правительство, весьма разнятся. По оценкам Росприроднадзора, из-за аварий на нефтяных скважинах в окружающую среду попадает порядка 50 тысяч тонн нефти. Нефтедобывающие компании показывают цифру в 5 раз меньше, то есть 10 тысяч тонн. Независимые экологи утверждают, что выливается полтора миллиона тонн нефти в год. А в Greenpeace вообще рисуют масштабы вселенской катастрофы, сообщает аналитик финансовой компании IFC Markets Дмитрий Лукашов:
"Оценка Greenpeace – 1 % от добываемой нефти выливается. Это вообще какие-то цифры запредельные – 5 миллионов тонн в год. Я не знаю, откуда они взяли такие цифры и можно ли им доверять, но они считают, что ежегодный разлив нефти в России сопоставим с аварией ВР в Мексиканском заливе в 2010 году. Напомню, тогда был разлив 6,7 млн тонн нефти и последствия той аварии были катастрофическими для природы. В Greenpeace считают, что в России сопоставимая цифра разливается в год. Возможно, чтобы не было таких предположений, такого давления на нашу страну, правительство решило осуществлять независимый мониторинг из космоса".
По данным экспертов, в России чаще всего утечки нефти происходят во время ее транспортировки. Территории, по которым проложены нефтепроводы, огромны. Уследить за каждым участком трубы и вовремя заменить старый рукав удается не всегда. Такие аварии возникают неожиданно, но быстро ликвидируются. И хотя они обычно вызывают самые громкие скандалы, наибольший ущерб природе наносят не они, отмечает эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:
"Самые большие загрязнения дают скважины, которые были законсервированы 20-30 лет назад. Ликвидировать нефтяную скважину невозможно. Цементные мосты, которые ставят в скважинах, и всякие заглушки от времени разрушаются. Поэтому тысячи скважин постепенно начинают выдавать в окружающую среду большие объемы нефти и газа. Такие вещи случаются не только на территории нефтепромысла, но и там, где велись поиски, а потом добычу запретили. Пример такого рода: скважины, которые фонят на шельфе и на побережье Казахстана. Там в советское время набурили много скважин, и сейчас они стали загрязнять Каспийское море. "Повесить" их ни на кого нельзя, потому что никаких правопреемников не осталось. Для этих случаев космическое наблюдение – просто панацея".
Если же у скважины, трубы или буровой установки владелец имеется, то именно он отвечает за загрязнение окружающей среды. По закону, в России, помимо штрафов и отчисления средств на возмещение экологического ущерба, нарушителю грозит лишение лицензии на нефтяные работы. А если из-за разлива нефти погибли животные или нанесен существенный вред растениям, предусмотрена уголовная ответственность в виде исправительных работ до двух лет.