В США собираются реализовать идею российского профессора, выдвинутую более 100 лет назад.
Когда заводят разговор о средствах передвижения, способных за час-другой покрывать тысячи километров, то сразу смотрят в небо. Предлагают строить ракетопланы и гиперзвуковые самолеты, способные прыгать через стратосферу.
Но оказывается, как следует разогнаться - аж до космических скоростей - можно и на земле. Подобные проекты существуют. Не так давно было объявлено о начале реализации одного из них. О грандиозных планах рассказал миллиардер-инноватор Элон Маск (Elon Musk).
Напомним, ранее Маск пообещал переселить на Марс 80 тысяч землян, начав отправлять их на Красную планету в ближайшие 15-20 лет. Желающих набралось уже более 100 тысяч. В очередь встали. Готовы платить за билет в один конец по 500 тысяч долларов.
Деньги - в трубу
Теперь Маск решил вложить деньги (на первое время 4 млрд. долларов - возможно, часть из них будет выручена от продажи билетов на Марс) в трубу, внутри которой будут летать пассажирские и грузовые капсулы. Причем летать с колоссальной скоростью - 1200 километров в час. Это - для начала.
Первый трубопровод соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско. На самолете от одного города до другого сейчас можно добраться за 1 час 15 минут, по трубе - за 50 минут. Примерно столько же времени занимало бы и путешествие, например, по классическому российскому маршруту Санкт-Петербург - Москва, если две столицы соединить трубой. И на удивление, так же быстро труба доставит, скажем, и от Москвы до Владивостока. Ведь чем больше расстояние, тем выше может быть скорость капсулы.
Как из пушки
Патент на летающий по трубе поезд держит американский инженер Дэрил Остер, которые получил его в 1999 году. Он же основал и компанию Evacuated Tube Transport Technologies (ЕЗТ), которая разработала проект, так понравившийся миллиардеру Маску. Однако автор оригинальной идеи - Борис Вайнберг, профессор Томского технологического института, который выдвинул и реализовал ее в экспериментах более 100 лет назад - еще в 1911 году.
Сутъ в левитации - в так называемом магнитном подвесе. Электромагниты создают под вагоном магнитную подушку. Они же двигают и ускоряют его. И тормозят. По такому же принципу работают электромагнитные пушки, выстреливая снаряды с помощью электромагнитного поля.
Вайнберг изготовил модель такого левитирующего поезда, разогнав вагоны до 800 километров в час. Но самое главное - он придумал разместить состав в трубе, из которой надо было откачать воздух и тем самым снизить сопротивление при движении до минимума. А двигаясь почти в вакууме, поезд мог достичь космических скоростей.
Трубы почти без воздуха, электромагниты и левитирующие капсулы - главные элементы и проекта ЕЗТ.
Транспорт будущего
Капсула, которая помчится по трубе, небольшая - на шесть-восемь пассажиров. Диаметр ее - менее двух метров, длина - почти пять метров. Но предполагается, что таких вагонов будет много - отправление через каждые 30 секунд. Загруженные капсулы вставит в «ствол» специальный «заряжающий» механизм - вроде револьверного барабана.
Эксперты подсчитали, что левитирующий поезд будет экономичнее во много раз любого другого вида транспорта. И быстрее. Оптимальная скорость - 6-8 тысяч километров в час. Чтобы достигнуть ее, потребуется от 3 до 5 минут и дистанция около 200 километров. Столько же нужно и для торможения, при котором, кстати, электроэнергия будет возвращаться в систему за счет рекуперации.
Особых перегрузок не ожидается - максимум в 1 g. В автомобилях бывают сильнее. С таким ускорением и в вакууме ничего не мешает капсуле разогнаться и до 20 тысяч километров в час. Было бы куда нестись с такой - космической - скоростью. Возможно, она будет востребована после того, как появится кругосветная труба и трубы, соединяющие континенты. Такие проекты тоже есть.
Трубы могут быть проложены над землей, под водой или под землей. Затраты как на строительстве метро: около 3 млн. долларов на километр, а то и меньше.
Разработчики и Элон Маск уверяют, что поезд в трубе будет гораздо безопаснее, чем без трубы. А разбиться, как на самолете, передвигаясь на нем, практически невозможно. Вероятность катастрофы ничтожно мала. Некоторые специалисты даже прогнозируют, что трубопроводные поезда со временем вытеснят все другие виды транспорта, поскольку их преимущества очевидны.
Кстати, проекты, подобные этому, разрабатывают и в других странах: в Швейцарии (Swissmetro), Китае и в Великобритании (Fast Tube System).
источник: Владимир Лаговский "В вагоне - вокруг света" КОНТАКТ-ШАНС №6 • 27.01.-02.02.2014