В 2000 году Математический институт Клэя (США) назвал эту задачу в числе семи Проблем тысячелетия, за решение каждой из которых пообещал $1 млн.
Мухтарбай Отелбаев (фото ИТАР-ТАСС).
Г-н Отелбаев предлагает желающим познакомиться со статьёй, опубликованной им в «Математическом журнале», который тоже выходит в Казахстане. «Я работал над задачей 30 лет», — сказал учёный в интервью британскому журналу New Scientist на чистейшем русском языке. На английском он не говорит (хотя сайт на этом языке у него есть).
Зато на русском не говорит мировое математическое сообщество. Хотя математика пользуется универсальными символами, объяснительный текст, мягко говоря, тоже важен. «В последнее время появилось несколько решений уравнений Навье — Стокса, и все они оказались неправильными, — сообщает Чарльз Фефферман из Принстонского университета (США), автор официальной формулировки этой Проблемы тысячелетия. — Поскольку я не знаю русского, а статья ещё не переведена, ничего по этому поводу сказать не могу».
В Интернете регулярно размещаются решения той или иной Проблемы тысячелетия, и математики не обращают на них никакого внимания. Но г-н Отелбаев не какой-то там любитель, а доктор наук и даже директор Евразийского математического института при ЕНУ, поэтому стоит надеяться, что его работа не пропадёт втуне.
Среди энтузиастов, которые горят желанием познакомить просвещённый мир с творением казахского учёного, замечен, к примеру, владеющий русским языком программист и химик Миша Вольфсон из Массачусетского технологического института (США). Он намерен сколотить в Интернете группу для перевода этого недоступного простому смертному текста. «Я неплохо разбираюсь в математике, чтобы заняться переводом, но недостаточно квалифицирован для оценки предложенного решения», — поясняет г-н Вольфсон.
Тем временем Стивен Монтгомери-Смит из Миссурийского университета (США) попытался разобраться в статье с помощью российских коллег и теперь полон надежд: «То, что я смог понять, показалось мне обоснованным, но, чувствую, я всё-таки не добрался до сути доказательства».
Как замечает сам г-н Отелбаев, три математика из Казахстана и один из России уже согласились с тем, что его решение верно.
Понятно, что миллион долларов просто так не дадут: доказательству предстоит суровая проверка. Кроме того, Математический институт Клэя требует издать работу в журнале с «международной репутацией». Жюри приступит к рассмотрению заявки только через два года, если она за это время не будет опровергнута математическим сообществом. Поэтому вполне понятно, что президент института Ник Вудхаус отказывается от комментариев.
Г-н Отелбаев говорит, что статья переводится его студентами и вскоре будет издана в другом казахском журнале, а затем, если получится, и за рубежом.
Пока только одна Проблема тысячелетия официально считается решённой. В 2002 году Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, но впоследствии покинул математическое сообщество и отказался от миллиона.
В 2010 году математики разволновались, увидев солидную попытку разобраться с равенством классов P и NP, но она, увы, так и осталась попыткой.
Какой вариант судьба приготовила г-ну Отелбаеву?
Подготовлено по материалам NewScientist.