К концу года исследователи, изучающие древнюю историю Homo, обрушили на нас вал новой информации. То выясняются новые подробности межвидового скрещивания, то мы узнаём о расшифровке древнейшего на сегодня образца ДНК гоминина. А теперь перед нами самый полный геном неандертальца. Любопытно и то, что он получен из кости, найденной в Денисовой пещере!

Дэвид Райх из Гарвардской медицинской школы (США) уже рассказывал на одной из конференций об этом экземпляре и полученных благодаря ему результатах, но, конечно, о многом умолчал, ведь исследование ещё не было опубликовано. Сейчас мы можем повторить уже сказанное с добавлением новых интересных деталей.
Работы в Денисовой пещере и кость пальца ноги, из которой был выделен генетический материал (здесь и ниже фото Bence Viola / Nature Press).

Итак, неандертальская ДНК выделена из кости пальца ноги, возраст которой — 50 тыс. лет. В 2010 году ДНК из кости пальца руки того же возраста, найденной в той же Денисовой пещере на Алтае, позволила идентифицировать новый вид Homo, который оказался близким родственником неандертальцев. Оба образца сохранились в холодной пещере настолько хорошо, что Сванте Пээбо из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (ФРГ) и его коллеги прочитали каждый участок ДНК в среднем 50 раз. В 2010 году черновые результаты анализа этого генома уже публиковались, но, хотя в них добавили данные о европейских неандертальцах, были неполны.

Сравнив геном этого «сибиряка» с ДНК денисовца, неандертальца с Кавказа и 25 современных людей, учёные показали, что сибирский неандерталец (точнее, неандерталка) был продуктом межродственного скрещивания и что его (то есть её) предки тоже выбирали себе пару внутри большой семьи. Из чего следует, что это представитель малочисленной, изолированной популяции. Давно известно, что генетическое разнообразие европейских неандертальцев было куда меньшим, чем у сапиенсов, живших в то же время. Тем не менее г-на Пээбо удивило, что родители рассматриваемой особи были очень близкими родственниками — на уровне полуродных брата и сестры.

Геном свидетельствует и о случаях интербридинга, то есть о том, что неандертальцы обменивались ДНК с человеком разумным и денисовцами. Сегодня ДНК людей, живущих за пределами Африки, на 1,5–2% состоит из неандертальских генов, подчёркивают авторы исследования, подтверждая предыдущую оценку.

Скрещивались между собой не только неандертальцы, денисовцы и люди современного типа. В геноме денисовца обнаружены ещё более архаичные фрагменты ДНК, восходящие, возможно, к человеку прямоходящему. Впрочем, интербридинг был редок: один вид заимствовал у другого 1–5% генов.

Неизвестно, то ли гоминины скрещивались друг с другом при первой возможности, но встречи были редки, то ли биологические и культурные барьеры далеко не всегда позволяли заключать такие «браки» между представителями соседних популяций и редко приводили к появлению на свет здорового потомства.

Теперь, когда у г-на Пээбо и его коллег есть высококачественные экземпляры неандертальской и денисовской ДНК, они занимаются составлением полногеномного каталога участков ДНК, уникальных для Homo sapiens, то есть генов, которыми мы отличаемся от неандертальцев и денисовцев. Уже выделены последовательности, имеющие отношение к развитию нейронов новой коры головного мозга, в том числе тех, что появляются на ранних стадиях эмбрионального развития, хотя учёные ещё не готовы сказать, за что отвечает конкретный ген.

Представленные здесь выводы — кульминация проекта, который считался чересчур смелым, когда г-н Пээбо начинал его в 2006 году. Может показаться вполне естественным, что из окаменелостей возрастом 50 тыс. лет удалось получать вменяемые данные. Но это настоящее научное чудо.
Вход в Денисову пещеру.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам ScienceNOW и др.