ЗАО "Научно-производственная компания "ТРЭК" производит по заказам экранопланы типа ЭК-12 и ведет проектирование экранопланов различной размерности по отдельным заказам, прежде всего, зарубежным, заявил "АвиаПорту" генеральный директор и главный конструктор ЗАО "НПК "ТРЭК" Вячеслав Колганов.
Основная деятельность ЗАО "НПК "ТРЭК" - создание, эксплуатация и продажа экранопланов. Все работающие в компании специалисты прошли отличную школу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по экранопланам Роберта Бартини, основоположника экранопланостроения в нашей стране.
ЗАО "НПК "ТРЭК" является разработчиком, собственником документации и производителем легких многоцелевых экранопланов серии "Иволга": ЭЛ-7, ЭК-12 и ЭК-27. Они созданы по аэродинамической схеме "составное крыло". Эта схема позволяет наиболее полно реализовать основные свойства экранопланов и использовать как "экранный эффект", так и технологию "поддува". Технология "поддува" заключается в создании воздушной подушки при нагнетании воздуха от впереди расположенных воздушных винтов под днище корпуса-центроплана, что обеспечивает бесконтактное движение на высоте до 0,3 м при рулении и разгоне.
Экранопланы серии "Иволга" по классификации Международной морской организации (IМО) соответствуют типу "В" и обладают возможностью использовать несколько режимов движения: полет, глиссирование, плавание, скольжение по льду и снегу, а также самостоятельно осуществлять спуск на воду и выход на берег при уклоне до 1:10. При этом на маршруте обеспечиваются скорость до 220 км/час и высокая маневренность. Кроме того, аппарат способен двигаться не только на высоте действия эффекта экрана, но и кратковременно увеличивать ее для "подскока" над препятствиями.
Экранопланы "Иволга" успешно прошли серию зимних и летних испытаний в условиях водохранилищ Подмосковья, рек Сибири, озер Байкал и Ладожского, Каспийского, Балтийского и Черного морей. ЗАО "НПК "ТРЭК" предоставляет весь комплекс мероприятий по гарантийному и сервисному обслуживанию поставляемой техники, подготовке эксплуатационного персонала различных категорий.
Экраноплан "Иволга" строится для одной из стран ЮВА
Наиболее известным из созданных экранопланов является экраноплан ЭК-12 "Иволга". На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 в конце августа текущего года компания "ТРЭК" демонстрировала экраноплан ЭК-12 № 04, предназначенный для поставки в одну из стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). С этой страной заключен контракт на поставку 10 экранопланов типа ЭК-12 и аппарат, который демонстрировался на МАКС-2013, также будет передан заказчику.
Экраноплан ЭК-12 относится к числу легких аппаратов. Он рассчитан при стартовой массе 3900 кг на перевозку 12 пассажиров (максимальная коммерческая нагрузка 1200 кг) при экипаже 1-2 человека. Аппарат оснащен двумя автомобильными двигателями Chevrolet LS-3 мощностью по 430 л.с. Дальность полета на одной заправке на высоте 0,3/0,8 м составляет 1500/1300 км при максимальном запасе автомобильного бензина АИ-92, равным 270 кг. Высота полета ("подскока"): до 3 м (100 м). Продолжительность полета на одной заправке на высоте 0,8 м равна шести часам. Скорость полета: крейсерская/максимальная: 185/220 км/ч.
Особо отмечено, что удельный расход топлива экраноплана составляет 0,15 кг/т.км, при аналогичном показателе для самолетов подобного класса 0,45-0,8 кг/т.км. Обслуживание экраноплана и его систем выполняется силами экипажа. Трудозатраты по обслуживанию составляют: через 200 ходовых часов - 16 чел.час., через 1000 ходовых часов - 32 чел.час. Для применения в суровых условиях Сибири и Дальнего Востока экраноплан снабжается оборудованием жизне- и энергообеспечения с автономностью работы не менее 24 часов.
Экраноплан ЭК-12, несмотря на малую стартовую массу имеет немалые габариты: длина 15,6 м, размах крыла - 13,0 м. Одной из отличительных черт ЭК-12 является то, что он практически полностью изготовлен из композиционных материалов: крылья, оперение, "кольца", поплавки, коки.
Строится экраноплан ЭК-17
Экраноплан ЭК-17 стартовой массой 4750 кг и максимальной коммерческой нагрузкой 1600 кг является усовершенствованным типом ЭК-12 и предназначен для замены на рынке экранопланов типа ЭК-12. В проекте ЭК-17 он приобрел несколько большую пассажировместимость - до 17 человек (15 пассажиров и 1-2 человека экипажа) вместо 12 на ЭК-12, но сохранил полностью силовую установку из двух автомобильных двигателей Chevrolet LS-3. В связи с трудностью создания и внедрения в производство экранопланов в России, производство ЭК-17 перенесено за рубеж (страна не оглашается). Создание ЭК-17 можно ожидать в относительно близком будущем, прототип экраноплана уже строится.
По расчетным данным, дальность полета на одной заправке составит 1380 км при максимальном запасе автомобильного бензина АИ-92, равным 300 кг. Удельный расход топлива экраноплана составит 0,14 кг/т.км, при аналогичном показателе для самолетов подобного класса 0,45-0,8 кг/т.км.
Проектирование перспективных экранопланов финансируется иностранными инвесторами
НПК "ТРЭК" также осуществляет подготовку к выпуску экранопланов "Иволга" ЭК-30. Эта разработка ведется за счет средств одной из неоглашаемых стран ЮВА и в интересах этой страны. Проект экраноплана ЭК-30 разработан, начинается его постройка в одной из стран ЮВА. ЭК-30 имеет стартовую массу 9 т при массе полезной нагрузки до 3,2 т. Он рассчитан для перевозки до 30 пассажиров при трехчленном экипаже. Силовая установка экраноплана ЭК-30 состоит из двух ТВД чешского производства М601 мощностью 785 л.с. Скорость полета: крейсерская/ максимальная - 200/260 км/ч. Дальность полета составит 1950 км. Удельный расход топлива экраноплана составит 0,11 кг/т.км, при аналогичном показателе для самолетов подобного класса 0,45-0,8 кг/т.км.
НПК "ТРЭК" производит также проектные работы и по экранопланам большего типоразмера. В частности, началось проектирование экраноплана ЭК-100 класса "река-море" по заказу неоглашаемого заказчика. По предварительным расчетам, ЭК-100 имеет стартовую массу 32 т при массе полезной нагрузки до 11 т. Он рассчитан для перевозки до 106 пассажиров при трехчленном экипаже. Силовая установка экраноплана ЭК-100 состоит из двух ТВД ТВ7-117С мощностью 3000 л.с. Скорость полета: крейсерская/ максимальная - 320/410 км/ч. Дальность полета составит 3200 км. Удельный расход топлива экраноплана составит 0,078 кг/т.км, при аналогичном показателе для самолетов подобного класса 0,4-0,7 кг/т.км.
Кроме того, также по заказу из-за рубежа ведутся предварительные исследования и проектирование на ранней стадии экраноплана ЭК-150. ЭК-150 имеет стартовую массу 355 т при массе полезной нагрузки до 150 т. Он рассчитан для перевозки до 1290 пассажиров при экипаже в 3-5 человек. Силовая установка экраноплана ЭК-150 состоит из шести ТДД ПС-90А тягой по 16 т. Скорость полета: крейсерская/ максимальная - 600/700 км/ч. каждый. Дальность полета составит 6000 км. Удельный расход топлива экраноплана составит 0,056 кг/т.км, при аналогичном показателе для самолетов подобного класса 0,35-0,6 кг/т.км.
Экраноплан "Иволга" ЭК-12
Аппараты данного типа предлагаются для использования в качестве пассажирского или легкого грузового (грузопассажирского) судна.
Court of the this type proposed for use as a passenger or light truck (passenger and cargo) ship.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
TECHNICAL SPECIFICATIONS
|
Максимальный стартовый / взлетный вес (кг)
Maximum take-off weight (kg)
|
3900
|
Экипаж / пассажиры (чел)
Crew / passengers (people)
|
1-2/12
|
Коммерческая нагрузка (кг)
Payload (kg)
|
До 1200
|
Дальность полета на одной заправке
на высоте 0,3 / 0,8 м (км)
Norefueling cruising range at the
altitude 0,3 / 0,8 m (km)
|
1500 / 1300
|
Продолжительность полета на одной заправке
на высоте 0,8 м (час)
Norefueling cruising duration at the altitude
0,8 m (hour)
|
6
|
Скорость полета крейсерская / максимальная (км/час)
Flying speed / max (km/h)
|
185 / 220
|
Высота полета ("подскока") (м)
Flight altitude ("jump" altitude) (m)
|
До 3 (100)
|
Двигатели тип / кол-во х мощность (л.с.)
Type of engine / number x output (h.p.)
|
Автомобильный
Chevrolet LS-3 / 2 х 430
|
Марка топлива / запас топлива (кг)
Fuel specification/ fuel capacity (kg)
|
Аи-95 / 270
|
Мореходность (баллы) /высота волны (м)
Rough-water qualities (points) / wave height (m)
|
3 / 1,25
|
Осадка при дрейфе на воде (м)
Water draught while drifting (m)
|
0,5 0.5
|
Длина х Размах крыла х Высота (м)
Length x Wing area, x Height (m)
|
15,6 х 13,0 х 3,7
|
Топливо на 1 тонну груза на 1 км (кг/т.км)
Fuel per 1 ton of cargo at 1 km (kg / t.km)
|
0,15
|
Топливо на 1т груза на 1 км (кг/т.км) у самолетов аналогов
Fuel per 1 ton of cargo at 1 km (kg / t.km) the airplane analogue
|
0,45 – 0,8
|
Возможные режимы движения
Possible operating modes
|
полет, глиссирование, плавание, скольжение
flying, gliding, floating, ice and snow slip
|
Экраноплан "Иволга" ЭК-12 прост в управлении и имеет доступные массовому потребителю требования к экипажу, аналогичные с судоводителями скоростных катеров и яхт. Обслуживание экраноплана и его систем выполняется силами экипажа. Трудозатраты по обслуживанию составляют: через 200 ходовых часов - 16 чел.час., через 1000 ходовых часов - 32 чел.час. Для применения в суровых условиях Сибири и Дальнего Востока экраноплан снабжается оборудованием жизне- и энергообеспечения с автономностью работы не менее 24 часов. Предусмотрена возможность оснащения аппарата кондиционером для эксплуатации его в южных регионах.
Экраноплан "Иволга" ЭК-12 в расстыкованном виде может перебазироваться авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Ekranoplan "Ivolga" EK-I2 is easy to operate. The requirements of the crew training are similar to the training requirements of high-speed powerboats and yachts.
The maintenance of ekranoplan and its systems can be managed by the crew. Working hours on the maintenance are: after 200 hours of work - 16 man. hour, after 1000 hours of work - 32 man. hour. Should it be exploited in severe conditions of Siberia and Far East, ekranoplan has energy supply and life support equipment which can work for not less than 24 hours. There is also the possibility to install air conditioning system should EP work in southern regions.
Ekranoplan "Ivolga" EK-I2 can be transported to the utilization spot by aircraft, marine, rail and motor transport.
|
|
ЭК-12М
ЕК-12М
|
ЭК-17
ЕК-17
|
ЭК-30
ЕК-30
|
ЭК-100
ЕК-100
|
ЭК-150
ЕК-150
|
Максимальный стартовый вес (кг)
Maximum take-off weight (kg)
|
4100
|
4750
|
9000
|
32000
|
355000
|
Экипаж / пассажиры (чел)
Crew / passengers (people)
|
1÷2 /12
|
1÷2 /15
|
3 / 30
|
3 / 106
|
3÷5 / 1290
|
Полезная нагрузка (кг)
Payload (kg)
|
1200
|
до 1600
|
3200
|
11000
|
150000
|
Дальность полета на одной заправке (км)
Norefueling cruising range (km)
|
1500
|
1380
|
1950
|
3200
|
6100
|
Скорость полета крейс./макс. (км/ час)
Flying speed / max (km/h)
|
175 / 220
|
180 / 220
|
200 / 260
|
320 / 410
|
600 / 700
|
Двигатели тип / кол-во х мощность (л.с.)
Type of engine / quantity x output (h.p.)
|
LS-3
2 х 430
|
LS-3
2 х 450
|
ТВД М-601
2 х 785
|
ТВ7-117С
2 х 3000
|
ПС-90
6 х 16000
|
Марка топлива / запас топлива (кг)
Fuel specification / fuel capacity (kg)
|
Аи-92 / 270
|
Аи-92 / 300
|
ТС1 / 700
|
ТС1 / 2800
|
ТС1 / 85000
|
Мореходность (баллы) / высота волны (м)
Rough-water qualities (points) / wave height (m)
|
3 / 1,25
|
3÷4 / 1,5
|
4 / 2
|
4÷5 / 3,0
|
7 / 8
|
Длина х Размах крыла х высота
Length x wing area, x height (m)
|
15,6 х 13,0
х 3,7
|
16,7 х 15,0
х 3,47
|
24,0 х 18,0
х 6,3
|
36,0 х 27,0
х 8,0
|
105,5 х 87,0
х 20,0
|
Топливо на 1 тонну груза на 1 км (кг/т.км)
Fuel per 1 ton of cargo at 1 km (kg / t.km)
|
0,15
|
0,14
|
0,11
|
0,078
|
0,056
|
Топливо на 1 тонну груза на 1 км (кг/т.км)
у самолетов аналогов
Fuel per 1 ton of cargo at 1 km (kg / t.km)
the airplane analogue
|
0,45÷0,8
|
0,45÷0,8
|
0,45÷0,8
|
0,4÷0,7
|
0,35÷0,6
|
Возможные режимы движения
Possible operating modes
|
Полет, глиссирование, плавание, скольжение по льду и снегу
flying, gliding, floating, ice and snow slip
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 995
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 413
Рейтинг поста:
Проектирование перспективных экранопланов финансируется иностранными инвесторами
Как всегда, плеваться хочется...
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 351
Рейтинг поста:
Он же для китайцев. Я для него ВИШ программировал.