Открывающийся 27 августа авиасалон МАКС-2013 обещает немало новинок, но совершенствование техники уходит "внутрь". Возможности самолетов, вертолетов, беспилотников и систем ПВО растут прежде всего за счет улучшения оборудования, повышения его производительности и совершенствования систем обмена информацией
Новое лицо технического прогресса
Практически все развитие авиации на протяжении первого века ее существования было неразрывно связано с рекордами скорости, дальности, высоты, продолжительности полета, грузоподъемности машины. В подавляющем большинстве предельные значения в соответствующих показателях были достигнуты в 60-70-х годах минувшего века, после чего "рекордная" активность заметно снизилась, а срок службы самолетов – как отдельных единиц, так и платформ в целом – резко возрос.
За редчайшими исключениями ни один из послевоенных типов самолетов американской и советской разработки не прослужил менее трех десятков лет, сегодня растет количество платформ, разменявших полтинник в строю в эксплуатации, а иногда и в серии. Более того, очевидно, что ряд наиболее удачных разработок имеет шанс встретить свое столетие, оставаясь в строю и используясь по прямому назначению.
Фото: EPA
Вместе с тем прогресс в авиации не останавливается, но его лицо серьезнейшим образом изменилось. Совершенствование машин идет по пути развития оборудования, внедрения на имеющуюся платформу более экономичных двигателей, снижения взлетного веса разработанной тридцать лет назад модели за счет новых материалов и т.д.
Причины такого изменения достаточно просты – достигнутый предел характеристик на имеющейся фундаментальной базе, определяющей состояние сегодняшнего самолетостроения, не оставляет альтернатив внутреннему совершенствованию машин. Одним из самых главных прорывов последних десятилетий стало развитие беспилотников – устранение человека позволило резко снизить габариты и массу летательного аппарата, во многом определявшиеся необходимостью поддержания жизни и работоспособности пилота. Вместе с тем ставка на летающие роботы не может быть абсолютной – развитие радиоэлектронной борьбы (РЭБ) не позволяет гарантировать абсолютную надежность БПЛА и других подобных систем в столкновении двух стран, обладающих развитыми вооруженными силами, включая части РЭБ.
Фото: EPA
Это заставляет продолжать совершенствование пилотируемых самолетов, становящихся, благодаря современной электронике, универсальными бойцами, способными решать весь спектр задач, ранее делившийся между несколькими классами машин.
Фото: EPA
Подобную эволюцию в рамках одного семейства самолетов можно наблюдать, например, на примере платформы Т-10. Начавшаяся с чистого воздушного бойца Су-27, практически не имеющего возможности работы по земле, она породила в итоге Су-30МКИ/Су-30СМ и Су-35С, способные одинаково уверенно решать как задачи воздушного боя, так и атаковать наземные цели. Более того, модернизированные Су-27 советской постройки, превратившись в Су-27СМ, тоже получают такие возможности.
На МАКСе можно будет рассмотреть эволюцию этого легендарного семейства от самого начала до сегодняшнего дня, на котором история отнюдь не заканчивается: судя по всему, машины на платформе Т-10 пробудут в серии еще не менее двух десятилетий. Учитывая срок службы современных самолетов, последние выпущенные Су-30 и Су-35 также вполне могут отметить в строю столетие со дня первого полета прототипа Т-10, поднятого в воздух в 1977 году, и даже перепроектированного Т-10С, ставшего основой для серийных Су-27 – в 1981 году.
Фото: EPA
Впрочем, поражаться многоликости современной авиации мы можем уже сейчас. Стоя под крылом спроектированного на рубеже 40-50-х годов Ту-95 (пусть конкретные Ту-95МС строились уже в 80-е годы), мы сможем увидеть в воздухе истребитель пятого поколения Т-50. Нечасто человеку удается осознать себя в центре исторической связки, длина которой может превысить полтора столетия, но здесь и сейчас мы можем это сделать. Когда начиналось проектирование Ту-95, большинство сегодняшних пенсионеров еще не ходили в школу. Когда последний Т-50 будет списан по старости лет – у большинства сегодняшних школьников, скорее всего, уже будут взрослыми правнуки.
Фото: EPA