Избыток образования вгоняет в депрессию
«Излишняя образованность» — как и недостаток образования — может расшатать психическое равновесие. Только при «сверхобразованности» психическая нестабильность связана с невозможностью реализовать на практике собственную избыточную компетентность.
Недостаток образования способен привести к серьёзным проблемам с психикой: человек становится раздражительным, испытывает постоянную тревогу, легко впадает в депрессию, и всё это может разрастись до клинических масштабов. Причина, как полагают психологи, в том, что из-за недостаточного образования человек не может справиться с трудностями, возникающими, как говорится, в работе и личной жизни. Понятно, например, что малообразованный не может рассчитывать на карьерный рост, а это приводит к большей неуверенности в себе и в завтрашнем дне. По прикидкам учёных, недостаток образования в два раза увеличивает риск депрессии, хотя, разумеется, это сильно зависит от того, в какой стране живут соответствующие испытуемые.
Дополнительное образование далеко не всегда означает радость от открывшихся возможностей. (Фото Shutterstock.)
Но, как оказалось, к той же самой депрессии приводит и, так сказать избыток образования. С таким выводом выступили на ежегодном съезде Американской социологической ассоциации учёные из Гентского университета (Бельгия). В их исследовании приняли участие 16 тыс. человек в возрасте от 25 до 60 лет из двух десятков стран Европы. Оказалось, что «переобразованные» тоже страдают от психического стресса, и вероятность получить какое-нибудь психоневрологическое расстройство у них довольно высока. Но что это значит — «избыток образования»? Учёные сравнивали образованность человека с его работой, с тем, чем он занимается и за что ему платят деньги. Избыток образования означал, что квалификация, умения сотрудника были выше, чем требовалось на его текущей должности. Депрессия, по мнению авторов исследования, в этом случае возникает как раз из-за невозможности применить свои умения на практике, из-за вынужденной лености ума. Стоит также учитывать, что работа, не требующая всех имеющихся у человека навыков, не соответствует предполагаемому статусу — как если бы высококвалифицированный программист пошёл, к примеру, работать золотарём. Можно представить, какие глубины депрессии открылись бы перед несчастным кодером!.. Это, впрочем, слишком утрированный пример, а достоинство бельгийского исследования как раз в том и состоит, что оно выявило «депрессивную составляющую» избыточного образования в самых разных должностях, отраслях и т. д. Причём в тех странах, где дополнительное образование никак не сказывалось на карьерном успехе, вероятность развития депрессии увеличивалась даже у тех, чья компетентность в точности соответствовала текущей работе. То есть нестабильное душевное состояние возникало тут как бы авансом: зачем повышать свою компетентность, если от этого не будет никакой пользы?.. С социологической точки зрения депрессивные сверхобразованные работники появляются из-за того, что рынок труда просто не успевает за повышением качества образования. Образовательных услуг всё больше, методики обучения всё эффективнее, а приложить полученные умения просто негде. Ситуация может разрешиться двумя способами: либо рынок труда подтянется за образованием, либо современное образование, от старых добрых университетов до новейших онлайн-курсов, ждёт глубокий кризис. Впрочем, эти результаты по нынешним временам всеобщего образовательного бума настолько нелицеприятны, что вряд ли на них в ближайшее время обратят хоть какое-то внимание Подготовлено по материалам LiveScience. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.
Источник: compulenta.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 109
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 31
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1010
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 219
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
--------------------