Эксперты уверены, что российские вузы в ближайшие годы ждут глобальные институциональные изменения
Российские вузы на глобальном рынке образования ждут очень серьезные испытания, уверены эксперты. По крайней мере, это касается вузов-победителей конкурса министерства образования и науки Российской федерации, которые получат государственную субсидию на повышение своей международной конкурентоспособности. 15 вузов, включая Уральский федеральный университет, должны стать локомотивом для всего российского высшего образования.
Повышение конкурентоспособности российских университетов в глобальном академическом пространстве в контексте новых экономических и социальных условий, как в России, так и за рубежом обсудили участники панельной дискуссии-конференции «Международная конкурентоспособность российских университетов в новой геометрии мировой экономики» на Иннопроме.
Дискуссия была инициирована Уральским федеральным университетом при поддержке министерства образования и науки Российской Федерации и компании QS.
Главными докладчиками на конференции выступили заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров, директор центра знаний, предпринимательства и анализа Городского университета Гонконга Кевин Даунинг, глава исследовательского центра QS Бен Саутер, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева и руководитель проектного офиса центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково» Михаил Антонов. Модерировал дискуссию генеральный директор медиахолдинга «Эксперт», член общественной палаты России, член наблюдательного совета УрФУ Валерий Фадеев.
Заместитель главы минобрнауки России Александр Повалко особо отметил, что занять достойные места в мировых рейтингах смогут только те университеты, которые готовы реагировать на изменения: сейчас никто не знает точно, какие именно критерии будут учитываться рейтинговыми агентствами через 5, 7 или 10 лет. И только по-настоящему эффективные, компетентные и современные университетские структуры смогут добиться хороших результатов в столь непростых и постоянно изменяющихся условиях.
Ректор УрФУ Виктор Кокшаров, отвечая на вопрос о том, что конкретно планирует сейчас делать руководство, чтобы вуз смог попасть в сотню лучших университетов мира, заявил, что выигрыш в конкурсе налагает на крупнейший в стране федеральный университет особые, весьма жесткие обязательства.
УрФУ предстоит пройти через изменение структуры, чтобы стать более эффективным, гибким и способным решать самые сложные задачи. Александр Повалко отметил, что предстоящая модернизация может затронуть от 20 до 50 % профессорско-преподавательского состава, и приведет к неизбежному отказу от некоторых направлений работы. «Это может вызвать дискомфорт и напряжение в коллективе. Судя по тому, как проходил конкурсный отбор, мы предполагаем, что предстоящие институциональные и кадровые изменения будут проходить непросто», — заявил замминистра.
По мнению участника дискуссии генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрия Гришанкова, сегодня вузовскому сообществу нужно очень четкое понимание, в каком направлении двигаться, чтобы подняться в авторитетных мировых рейтингах как можно выше.
Дмитрий Гришанков напомнил и об ответственности рейтинговых агентств перед вузами. Региональный директор QS Зоя Зайцева отметила, что ошибки рейтингового агентства будут стоить ему репутации, и буквально через пару дней к выводам такого агентства никто уже не будет прислушиваться. «Задачи, которые мы ставили перед собой, составляя рейтинг — создать практический инструмент для оценки карьерного потенциала. Что измеряют рейтинги? К примеру, Шанхайский рейтинг смотрит на чистую науку, QS смотрит на науку и толчок для карьеры. У других рейтингов тоже имеются свои специфики. Что касается России, то сегодня вызывает большую тревожность тот факт, что многие люди не стараются разобраться в методологиях, а просто смотрят на результаты. Не видят при этом, что за ними стоит», — заявила Зоя Зайцева.
Другие новости с "Иннопрома-2013":
Первой ласточкой стала ищейка
Екатеринбургский завод «Промавтоматика» и УрФУ создадут частно-государственный технопарк
Соглашение о долгосрочном взаимодействии заключили на выставке Иннопром-2013 Уральский федеральный университет (УрФУ) и екатеринбургский завод «Промавтоматика». Предмет сотрудничества — развитие совместной инновационной инфраструктуры и системы поддержки малых инновационных предприятий (МИП), созданных с участием университета.
Поддержка уже началась: один из новых приборов, представленных на стенде УрФУ — ручная электронная ищейка «Алерт», способная обнаруживать малейшие частицы взрывчатого вещества — МИП «Сфера» довело от прототипа до предпромышленного образца при активном организационном и финансовом участии предприятия и его генерального директора Александра Пономарева.
Инвестировать средства завод намерен и в ряд других МИП с участием УрФУ, которые разместятся во вновь создаваемом на базе предприятия технопарке высоких технологий «Аатракс». На одном из ближайших заседаний наблюдательного совета УрФУ будет обсужден вопрос о вхождении университета в его уставный капитал и управляющую компанию.
Специалисты вуза войдут в число экспертов, инновационная инфраструктура УрФУ будет предлагать технопарку свои проекты и готовить кадры. «Промавтоматика», в свою очередь, включится в университетскую систему вовлечения молодежи в инновации.
Инновации — в жизнь
Новыми возможностями от сотрудничества УрФУ и областного правительства будут пользоваться студенты и преподаватели
Работы по созданию электронного кампуса Уральского федерального университета и универсальной электронной карты названы в качестве приоритетов развития отношений между вузом и правительством Свердловской области. Соглашение о сотрудничестве в сфере информационных технологий подписали на международной промышленной выставке Иннопром-2013 первый проректор УрФУ Анатолий Матерн и областной вице-премьер Сергей Зырянов.
В 2013 году планируется завершить полное техническое задание на проект электронного кампуса, после чего начнутся работы по его проектированию и практической реализации.
Ожидается, что универсальная электронная карта для студента или преподавателя УрФУ объединит в себе студенческий и читательский билет, пропуск в университет, карточку для оплаты питания в столовых или лечения в медсанчасти вуза, а также доступа к компьютерной сети.
Подобные проекты с успехом реализованы в Астраханской области и Пермской крае. Университет и областное правительство предполагают в связи с этим развивать программы роуминга: картой можно будет пользоваться и в вузах других регионов страны.
В понедельник продолжится совместный проект Уральского федерального университета и правительства Свердловской области «Электронный гражданин», благодаря участию в котором люди пожилого возраста смогут бесплатно обучиться работе на компьютере.
Университет предоставит компьютерные классы и преподавателей, которые научат пенсионеров основам компьютерной грамотности: печать тексты, отправлять электронные письма и находить интересующую их информацию в интернете.
Стороны отмечают, что продолжат сотрудничество на некоммерческой основе.
Rankosuim — семинар по рейтингам
Как ведущие российские университеты будут двигаться в мировых рейтингах, обсуждали участники семинара УрФУ
Rankosuim — семинар по рейтингам
Рост позиций российских вузов в мировых университетских рейтингах будет нелегким, считают участники семинара Уральского федерального университета Rankosium, который состоялся на международной выставки и форуме промышленности и инноваций Иннопром-2013. Семинар был проведен при поддержке компании QS — авторов одного из трех международных рейтингов университетов.
По словам заместителя министра образования и науки Российской Федерации Александра Повалко, Россия достаточно инвестировала в научное и образовательное «железо», и теперь пришло время вкладывать ресурсы и усилия в то, без чего это «железо» не работает — в человеческий капитал: привлечение иностранных преподавателей и ученых, создание комфортной среды для обучения иностранных студентов. Финансовая поддержка государства будет неэффективной без изменений, которые должны произойти внутри вузов в системе управления, кадровой политике, структуре преподавания.
Необходимы менять и систему информирования внешних аудиторий о деятельности вузов. По словам регионального директора QS в Восточной Европе и Центральной Азии Зои Зайцевой, российские университеты не умеют себя хвалить. Прозрачный сайт, информационно-наполненный и дружелюбный к пользователю, группы в социальных сетях с большим и активным количеством участников — то, чего не хватает многим вузам в стране.
Российские университеты будут двигаться вверх в международных рейтингах, но остается открытым вопрос о смысле этого движения. «Рейтинги полезны, несмотря на имеющиеся в них недостатки, — считает глава исследовательского центра QS Intelligence Unit Бен Саутер, — они помогают работодателю выбирать лучших выпускников, а абитуриентам и их родителям — выбирать лучшие университеты».
От слов к делу
Уральский федеральный университет инициировал обсуждение развития российского инженерного образования
Не менее трети российских студентов выбирают инженерные направления подготовки, и специалисты ожидают прирост числа желающих получить высшее техническое образование в ближайшие годы. Министерство образования и науки Российской Федерации уже увеличило контрольные цифры приема будущих инженеров примерно на 6 %, учитывая потребности отраслей и регионов. Тем не менее, представители власти, бизнеса и промышленности отмечают, что необходимой остается подготовка по-настоящему востребованных работодателями инженеров в нужном объеме и в сжатые сроки.
Об актуальности планомерной работы в школах и проведении мероприятий по повышению престижности инженерной профессии говорили участники панельной дискуссии «Ренессанс инженерного образования. От слов к делу», которая состоялась на международной промышленной выставке Иннопром-2013. По мнению участников дискуссии, необходимо выработать четкое понимание того, какими именно компетенциями должен обладать современный российский инженер.
Организаторами события выступили Уральский федеральный университет, министерство образования и науки РФ и правительство Свердловской области.
В дискуссии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, промышленных предприятий и организаций, университетов, агентства стратегических инициатив, торгово-промышленных палат и учреждений профессионального образования Уральского федерального округа.
По словам ректора УрФУ Виктора Кокшарова, сегодня только четверть всех выпускников школ сдают экзамен по физике. «Мы должны повысить престиж профессии инженера. Нужно стараться на всех фронтах вести активную работу по выявлению талантливой молодежи, проводить инженерные школы. Тогда не будет и больших проблем с подготовкой инженерных кадров для предприятий и организаций. Без этого мы не сможем провести столь нужную сегодня реиндустриализацию региона. Это важнейшая проблема не только для России, но и для всех промышленно развитых стран мира», — заявил Виктор Кокшаров.
Модератор дискуссии директор департамента государственной политики в сфере высшего образования минобрнауки России Александр Соболев в ходе своего выступления рассказал об основных направлениях работы министерства в области модернизации российского образования. В частности, в этом году планируется обеспечить уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава в российских вузах в размере 110 % от среднего уровня зарплаты в конкретном субъекте федерации. К 2018 году должен быть достигнут уровень уже двукратного превышения.
Большое внимание Александр Соболев уделил «развилкам», которые есть сегодня в процессе реформирования системы российского образования. И оттого, насколько удачно на таких «развилках» будет сделан выбор, во многом зависит будущее России.
Так, актуальным является вопрос, какими именно знаниями и навыками должен обладать выпускник вуза, чтобы быть востребованным российскими предприятиями и суметь реализовать свои способности. И здесь у экспертного сообщества нет единства мнений.
«Как известно, классическое российское инженерное образование подразумевает подготовку специалиста на конкретное рабочее место. Однако, есть и альтернативная точка зрения, которая подразумевает встраивание в мировые цепочки производственной деятельности. Основную роль в таких мировых цепочках играют так называемые системные интеграторы. Инженерное образование в будущем должно быть построено на системном подходе, на идеологии жизненного цикла сложных технических систем. А это, в свою очередь, подразумевает получение широкого спектра компетенций, который позволит людям без проблем встраиваться в мировые цепочки прибавочной стоимости. Соответственно, это совсем другая парадигма инженерного образования», — отметил директор департамента минобрнауки.
В любом случае, считают эксперты, модель развития российского инженерного образования должна учитывать обязательное максимально тесное взаимодействие вузов с работодателями. Вопрос только в масштабе такого взаимодействия. И здесь знаковым можно считать совместный проект Уральского федерального университета и корпорации УГМК по созданию Технического университета в Верхней Пышме.
В ходе дискуссии участники не раз возвращались к теме необходимости повышения престижности инженерных специальностей. Высказывались мнения о важности такой работы, начиная со школы: важно учить школьников самостоятельно мыслить и развивать их способности к инженерному делу.
По итогам дискуссии «Ренессанс инженерного образования. От слов к делу» был озвучен проект конкретных рекомендаций, которые после учета всех замечаний и предложений будут рассмотрены на ближайшем совете по науке и образованию при президенте.
Новая металлургия
На международной выставке и форуме промышленности и инноваций Иннопром-2013 в Екатеринбурге Уральский федеральный университет и Уральская горно-металлургическая компания заключили договор о создании базовой кафедры «Металлургия» в корпоративном Техническом университете УГМК.
Благодаря этому договору, студенты УрФУ, в рамках базового курса, смогут проходить обучение и получить практические навыки владения современным оборудованием и технологиями, применяющимися на производстве. Для этого строится уникальный лабораторный комплекс, который расположится на площадке корпоративного Технического университета.
«Заключение договора о создании базовой кафедры с одним из наших ключевых партнеров — УГМК — важный шаг не только в развитии наших отношений, но и начало подготовки инженеров, обучение которых будет неразрывно связано с практикой, — уверен ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Это основная задача нашего университета и главная тема дискуссии, инициатором которой мы выступили на Иннопроме».
Помимо изучения и освоения современного оборудования, студенты УрФУ смогут прослушать ряд лекций и поучаствовать в практических семинарах, которые будут проводиться специалистами-сотрудниками УГМК.
«Одна из задач, которая сегодня очень остро стоит перед отечественной системой образования — это подготовка специалистов, имеющих практический опыт и реальное представление о производственных процессах. Благодаря сотрудничеству с УрФУ, мы добиваемся именно такого результата: замечательно, когда теоретические знания, которые ребята получили в УрФУ, дополнятся конкретными примерами из практики», — отметил генеральный директор УГМК Андрей Козицын.
Напомним, что открытие корпоративного Технического университета УГМК запланировано в сентябре 2013 года.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: gopman (19 июля 2013 16:30) Статус: |
Или вы считаете, ментальность не накладывает никаких различий?
Речь идет не только о "хозяевах жизни". С понятием работодателя связаны все, кто связан с производством как материальных, так и нематериальных благ вне зависимости от формы собственности. Я с Вами естественно согласен, когда Вы говорите, что рейтинг это далеко как не все. В конце концов престижность ВУЗа формируется и тем, куда, на какие должности и с какой зарплатой пойдут выпускники, чем они будут заниматься и возможностями их дальнейшего роста. Если все это "на ять", то и от желающих в нем обучатся отбою не будет. Рейтинг в этом случае может только помочь сориентироваться в своем отношении к ВУЗу и не только абитуриенту, между прочим. Насчет поливания грязью могу сказать только одно. Кто угодно может этим заниматься в отношении наших ведущих ВУЗов, но вот кто будет к этому прислушиваться - большой вопрос! Ну и насчет ментальности. Если работодатель действительно заинтересован в своем деле, а не зашел на минутку урвать чего - ментальность становится делом даже и не вторым.. Не она определяет итоговый результат.
Цитата: DiligentReader
Повышения качества и доступности образования - вот настоящая цель.
Ну с этим спорить никто не будет. Но есть цели, а есть средства их достижения и их не стоит смешивать в одну кучу.
Вы не совсем в курсе того, как составляются рейтинги ВУЗов
В своём комментарии я аппелирую непосредственно к статье.
"... сейчас никто не знает точно, какие именно критерии будут учитываться рейтинговыми агентствами через 5, 7 или 10 лет"
"Региональный директор QS Зоя Зайцева отметила, что ошибки рейтингового агентства будут стоить ему репутации, и буквально через пару дней к выводам такого агентства никто уже не будет прислушиваться." Утверждение более, чем спорное. Потому как грязью поливают одни, а отмываться другим.
Посему инструмент этот - вещь весьма относительная. Я бы не стал, например, сравнивать показатель "оценка качества подготовки специалистов работодателями" США, ЕС, России и Китая. Или вы считаете, ментальность не накладывает никаких различий?
Рейтинг - дело десятое. Повышения качества и доступности образования - вот настоящая цель.
» #2 написал: gopman (18 июля 2013 14:35) Статус: |
Только вдумайтесь! На самом деле за "почётным местом в мировых рейтингах" не стоит ровным счётом ничего! Ибо места эти назначают и назначают "наши друзья" :) Какой смысл бороться за их "признание"?
Давайте вдумаемся, как ВЫ того желаете. К сожалению, Вы не совсем в курсе того, как составляются рейтинги ВУЗов. Этот рейтинг содержит множество параметров, например, таких, как оценка качества подготовки специалистов работодателями, уровень и признание научных разработок, проводимых в данном ВУЗе и многое другое, причем все эти оценки выводятся и показываются в рейтингах независимо от итогового результата. И даже по отдельным составляющим рейтинга можно судить о том или ином ВУЗе. И высокие показатели даже по отдельным моментам это и заинтересованность студентов в обучении, причем не только из нашей страны, возможность приглашения в ВУЗ для работы и преподавания ведущих мировых специалистов по различным специальностям и прочее и прочее... Так что, надо полагать, что таки стоит бороться!
"... занять достойные места в мировых рейтингах смогут только те университеты, которые готовы реагировать на изменения: сейчас никто не знает точно, какие именно критерии будут учитываться рейтинговыми агентствами через 5, 7 или 10 лет. И только по-настоящему эффективные, компетентные и современные университетские структуры смогут добиться хороших результатов в столь непростых и постоянно изменяющихся условиях."
Только вдумайтесь! На самом деле за "почётным местом в мировых рейтингах" не стоит ровным счётом ничего! Ибо места эти назначают и назначают "наши друзья" :) Какой смысл бороться за их "признание"?
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Речь идет не только о "хозяевах жизни". С понятием работодателя связаны все, кто связан с производством как материальных, так и нематериальных благ вне зависимости от формы собственности. Я с Вами естественно согласен, когда Вы говорите, что рейтинг это далеко как не все. В конце концов престижность ВУЗа формируется и тем, куда, на какие должности
и с какой зарплатой пойдут выпускники, чем они будут заниматься и возможностями их дальнейшего роста. Если все это "на ять", то и от желающих в нем обучатся отбою не будет. Рейтинг в этом случае может только помочь сориентироваться в своем отношении к ВУЗу и не только абитуриенту, между прочим. Насчет поливания грязью могу сказать только одно. Кто угодно может этим заниматься в отношении наших ведущих ВУЗов, но вот кто будет к этому прислушиваться - большой вопрос!
Ну и насчет ментальности. Если работодатель действительно заинтересован в своем деле, а не зашел на минутку урвать чего - ментальность становится делом даже и не вторым.. Не она определяет итоговый результат.
Ну с этим спорить никто не будет. Но есть цели, а есть средства их достижения и их не стоит смешивать в одну кучу.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 271
Рейтинг поста:
В своём комментарии я аппелирую непосредственно к статье.
"... сейчас никто не знает точно, какие именно критерии будут учитываться рейтинговыми агентствами через 5, 7 или 10 лет"
"Региональный директор QS Зоя Зайцева отметила, что ошибки рейтингового агентства будут стоить ему репутации, и буквально через пару дней к выводам такого агентства никто уже не будет прислушиваться."
Утверждение более, чем спорное. Потому как грязью поливают одни, а отмываться другим.
Посему инструмент этот - вещь весьма относительная. Я бы не стал, например, сравнивать показатель "оценка качества подготовки специалистов работодателями" США, ЕС, России и Китая. Или вы считаете, ментальность не накладывает никаких различий?
Рейтинг - дело десятое. Повышения качества и доступности образования - вот настоящая цель.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Ибо места эти назначают и назначают "наши друзья" :)
Какой смысл бороться за их "признание"?
Давайте вдумаемся, как ВЫ того желаете. К сожалению, Вы не совсем в курсе того, как составляются рейтинги ВУЗов. Этот рейтинг содержит множество параметров, например, таких, как оценка качества подготовки специалистов работодателями, уровень и признание научных разработок, проводимых в данном ВУЗе и многое другое, причем все эти оценки выводятся и показываются в рейтингах независимо от итогового результата. И даже по отдельным составляющим рейтинга можно судить о том или ином ВУЗе. И высокие показатели даже по отдельным моментам это и заинтересованность студентов в обучении, причем не только из нашей страны, возможность приглашения в ВУЗ для работы и преподавания ведущих мировых специалистов по различным специальностям и прочее и прочее... Так что, надо полагать, что таки стоит бороться!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 271
Рейтинг поста:
Только вдумайтесь! На самом деле за "почётным местом в мировых рейтингах" не стоит ровным счётом ничего!
Ибо места эти назначают и назначают "наши друзья" :)
Какой смысл бороться за их "признание"?