» » » Вирусом овладела любовь к человеку. Птичий грипп меняет хозяина, и никто не знает, почему

25-06-2013, 14:44 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (1 992)

Игорь Лалаянц

Вирусом овладела любовь к человеку Схема строения вируса гриппа с длинными молекулами нейраминидазы и красными гемагглютинина. Фото с сайта www. eurosurveillance.org

Сводки с далеких китайских «полей» звучат как отчеты о боевых потерях. В Шанхае 87-летний мужчина довольно неожиданно заболел птичьим гриппом, который обычно не передается от птиц к человеку, и умер в начале марта. Случай не привлек особого внимания, поскольку в таком возрасте люди гибнут на фоне клинической картины «гриппа». Однако в конце того же месяца, в том же городе, тем же гриппом заболел 27-летний торговец свининой, умерший через неделю после первого. Мартиролог можно продолжать, поскольку на сегодня новым вариантом вируса H7N9 заразилось уже более трех десятков людей, треть которых погибла, несмотря на все усилия встревоженных врачей. Неудивительно поэтому, что многие в том же Китае, не говоря уже о разного рода медработниках, постоянно носят защитные маски, чему я сам был свидетелем.
Журнал Eurosurveilance опубликовал данные генетического анализа нового варианта птичьего гриппа, а также двух вирусов, полученных на шанхайском рынке, выложенных в открытом доступе сотрудниками Ветеринарного института г. Харбина. Все три генома идентичны друг другу более чем на 99%, при этом образцы из самого Шанхая и двух провинций к западу и югу от города отличаются не более чем тремя нуклеотидами («буквами» ген-кода) на гены оболочечных протеинов гемагглютинина и нейраминидазы.
Можно напомнить, что белковый продукт первого необходим для проникновения в клетку слизистой дыхательных путей, а второго – для связывания с ее поверхностной оболочкой. Помимо этих двух главных протеинов вирусной оболочки в ней имеется белковый канал, проводящий ионы. Одним из средств борьбы с вирусной инфекцией являются ингибиторы этих самых ионных каналов, не позволяющие вирусным частицам размножаться внутри инфицированной клетки.
Журнал европейского надзорного органа в области слежения за возникновением и распространением заболеваний особый упор делает на вспышку птичьего гриппа, случившуюся 10 лет назад, когда вирусом H5N1 были инфицированы 634 человека, 371 из которых погибли. Только в Голландии заболели почти 100 человек с одним смертельным исходом. С той поры были выделены различные подтипы того вируса, однако ни один из них не был фатальным. Анализ новых вирусов этого года был проведен сотрудниками Национального института инфекционных заболеваний в Токио и Токийского университета. Помимо образцов, изолированных в Шанхае и его окрестностях, ученые изучили геномы и птичьих вирусов.
Они установили, что мутация нового вируса дала ему явное преимущество в том плане, что он получил возможность размножаться в клетках слизистой человека при более низкой температуре, нежели у птиц (соответственно 36 и 40 градусов). Данные, полученные в Харбине, указывают на то, что эффективный рост вируса в культурах человеческих клеток обусловлен молекулярными изменениями, которые удалось впервые выявить и понять. Это важно не только с точки зрения возможных фармакологических средств нового поколения, но также и разработки действенных вакцин. Особое внимание обращается на мутацию в гене гемагглютинина, которая помогает вирусу быстрее проникнуть в клетки человека. Интересно, что та же мутация «снизила» и критическую температуру для успешного развития вируса. Она представляет собой разницу в 13 нуклеотидов и девять аминокислот в гемагглютинине. Именно этим изменением обусловлена смена «специфичности» вируса, который перешел от птиц к человеку.
Теперь остается понять, какие изменения в среде (возможно, что связанные с потеплением климата), в природе вирусного генома или человека сделали возможным изменение стратегии вируса, то есть смену хозяев. С другой стороны, столь быстрое изменение вирусного генома ставит перед молекулярными биологами задачу более тщательного слежения за происходящими изменениями. Ведь примитивный вирус с геномом, разбитым на восемь фрагментов, способен не только «пробить» иммунную защиту высокоорганизованного организма, но и посрамить усилия тысяч и тысяч ученых и работников фармацевтической индустрии.

Источник: ng.ru.

1. » #1 написал: Peshexod (26 июня 2013 09:57)

комментариев 1900
    В единственном исчеслении,любые заболевания и даже эпедемического характера, могут быть случайностями,что в общем то можно уже исключить.К примеру этеровирусная инфекция уже начинает поглощать Липецкую область, это в дополнение к менингоковой инфекции, которая разразилась в Ростове, а это как говорится, уже не может быть или выступать случайностями и свидетельствует о закономерности,а значит миру уже давно объявлена не афишируемая "бактереологическая война". Странно что при подобных свидетельствах ответственные "хранители" здоровья нации,при этом вещают с Олимпа,всякую лабуду. При Союзе в этом плане всё было как то собрано.Для России с её "необъятными просторами" вообще каждый Человек должен быть на счету. Пора всё таки всю "чиновничью братию" загонять под погоны и обязывать "Присягой" нести прямую ответственность каждому в своей сфере и уж тем более в "Здоровье нации" если уж "Клятва Гипократа", потеряла свою актуальность.

Благодарю.