6 июня в Институте языкознания РАН в рамках кельто-анатолийского семинара прозвучал доклад академика РАН Вячеслава Всеволодовича Иванова «Спорные вопросы сравнительно-исторического исследования анатолийских языков».
К анатолийской группе языков относятся языки индоевропейской семьи, которые были распространены во II—I тыс. до н. э. в Малой Азии. Самый известный среди них – хеттский язык. Были также лувийский, его потомок – ликийский, а также карийский, палайский, лидийский, сидетский, милийский, писидийский. Некоторые из них известны по очень ограниченному числу источников, например, от милийского языка сохранилась лишь две надписи.
В научный оборот анатолийские языки вошли после того, как в 1906 – 1907 годах экспедиция немецкого археолога Гуго Винклера обнаружила на территории Турции «Богазкёйский архив». Это действительно архив документов, принадлежавших царям Хеттского царства. Он содержит более 14 тысяч клинописных табличек, публикация которых продолжается и сейчас. В 1915 – 1917 годах Бедржих Грозный расшифровал хеттскую клинопись и доказал принадлежность хеттского языка к индоевропейской семье.
В докладе Вяч. Вс. Иванов выдвинул гипотезу о том, что единой анатолийской группы в составе индоевропейской языковой семьи не существовало. Он предполагает, что было две ветви – хеттская и лувийская – отделившиеся от праязыка независимо друг от друга. Сходство же их объясняется взаимовлиянием, происходившим в течение тех веков, когда носители этих языков жили рядом друг с другом в Малой Азии.
Независимое развитие этих двух ветвей Вяч. Вс. Иванов обосновывает, в частности, различными путями фонетической эволюции, происходившей после отделения их от индоевропейского праязыка. Например, индоевропейские языки по тому, как изменились в них праязыковые заднеязычные согласные, делятся на две группы: «кентум» и «сатем». В языках-«кентум» эти согласные сохранились, в языках-«сатем» превратились в свистящие. Сравните первые звуки в латинском слове «кентум» и славянском «сотня» или авестийском «сатем». По поводу же анатолийских языков Вяч. Вс. Иванов отмечает, что в то время как хеттский демонстрирует развитие согласных по типу «кентум», в лувийском обнаруживаются следы типа «сатем».
Различия между хеттской и лувийской ветвью, отметил Вяч. Вс. Иванов, прослеживается в самых ранних свидетельствах анатолийских языков. Это переписка ассирийских купцов, живших в городе Каниш на рубеже III – II тысечелетий нашей эры. В то время город был важным центром торговли, связанной с металлургическим производством. Туда доставляли с востока олово, необходимое для получения бронзы. Основное население города было хеттским и лувийским. В документах упоминается немало собственных имен, принадлежащих к этим языкам. Немного позднее Каниш стал первой столицей Хеттского царства, в языке хеттов этот город назывался Неса.
Интересно, что в своей переписке ассирийцы упоминали главного бога, почитаемого населением Каниша. Имя этого бога – Нипас – имеет индоевропейскую этимологию и родственно русскому слову небо (сравните с формой множественного числа – небеса).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+