» » » Инфекция усиливается ночью

Инфекция усиливается ночью

30-05-2013, 11:40 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 430)

Эффективность иммунного ответа на инфекцию зависит от времени суток: если биологические часы показывали в момент заражения «день», то бодрствующий иммунитет быстро справится с патогеном.

Если у вас расстройство желудка, то, казалось бы, не всё ли равно, в какое время суток инфекция попала в организм? Тем не менее время «заселения» патогена имеет большое значение: если болезнь началась вечером или ночью, то последствия будут более тяжёлыми, чем если бы она застала вас утром. К такому выводу пришли исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне (США), опубликовавшие на эту тему статью в журнале PNAS.

Дело в данном случае не в том (или не столько в том), что вечером бактерии сами по себе более воинственны, а в биологических ритмах, влияющих на иммунитет. Как всем хорошо известно, почти у всех живых организмов есть биологические часы, которые регулируют молекулярные, клеточные, физиологические и поведенческие механизмы в соответствии с 24-часовым суточным циклом. Причём у млекопитающих, к примеру, есть целый набор таких часов, отвечающих за разные ткани и органы, и все они сверяются с главными часами в мозге, которые, собственно, и следят за сменой дня и ночи. Учёные более-менее представляют себе, как внутренние часы влияют на чередование сна и бодрствования, на изменения в уровне гормонов и на пищевое поведение — и теперь настал черёд узнать, как эти часы воздействуют на инфекционные болезни.

У бактерий сальмонелл гораздо больше шансов навредить организму, если они попадут в него тогда, когда иммунитет спит. (Фото David Scharf.)

Исследователи вводили мышам клетки сальмонелл: одни животные получали инфекцию в 10 утра, другие — в 10 вечера. Затем у тех и других сравнивали иммунный ответ. Мыши, которым пришлось бороться с инфекцией ночью, чувствовали себя в итоге лучше, чем те, что «болели» днём. Некоторые из грызунов, противостоящих бактериям ночью, выглядели так, словно никакой инфекции и в помине не было. С другой стороны, у мышей, которые получали инфекцию утром, воспаление распространялось на обширные участки кишечника, ткани которого были заполнены иммунными клетками, сражающимися с бактериями.

Тут стоит напомнить, что мыши — существа ночные, и приём пищи в 10 утра для них аналогичен очень позднему ужину у нас. То есть, «кормя» мышей инфекцией утром, учёные нарушали их пищевой распорядок, а вслед за ним менялись и другие процессы, чувствительные к суточному ритму. Авторы работы повторили эксперимент, но уже с животными, у которых суточные часы были сломаны с помощью генетической модификации (они спали не по расписанию, у них развивались метаболические нарушения). Оказалось, что мышам со сломанными биочасами всё равно когда болеть: реакция организма на утреннюю инфекцию и на вечернюю была одинаковой. Правда, в обоих случаях инфекция была довольно сильной, то есть мыши «без часов» реагировали на неё подобно обычным мышам, получившим инфекцию утром.

Иммунный макрофаг, поглощающий бактерии. (Фото Dr. David Phillips.)

Исследователи не уточняют, как именно реализуется связь между иммунной реакцией и суточными ритмами, однако очевидно, что работа иммунитета зависит от биологических часов, что у иммунной системы есть периоды большей и меньшей эффективности, зависящие от времени суток, и что вообще без биологических часов эффективность иммунитета падает.

Скорее всего, также обстоят дела и у человека, хотя, чтобы окончательно в этом убедиться, потребуются новые эксперименты. Во всяком случае, как говорит Мануэла Раффателлу, под чьим руководством проходили исследования, теперь более-менее понятно, почему простуда, полученная во время трансатлантических путешествий, бывает такой устойчивой: просто инфекция накладывается на сбой в биологических часах, случающийся при пересечении часовых поясов. Так что если вам вдруг приспичило простудиться или съесть что-то сомнительное, постарайтесь сделать это днём, а не вечером или ночью.

Подготовлено по материалам ScienceNews.

Источник: compulenta.computerra.ru.

1. » #1 написал: awax2000 (31 мая 2013 08:39)

смело-смело!косвенно доказать на то,что Мара(луна)является управляющей системой для вирусов:-) '

хочешь победить врага-победи его вначале в своей голове.