Сиима Бангар (Seema Bhangar) и Уильям В. Назарофф William W. Nazaroff из Калифорнийского университета в Беркли (США) провели исследование, согласно которому общие представления о методах избежания озона пассажирским авиалайнерами не вполне адекватны.
Правила Федерального управления гражданской авиации США строги: воздух в самолёте если и может иметь озон, то не больше 0,25 части на миллион, а для трёхчасового периода — не более 0,1 части на миллион. Причины понятны: озон вызывает трудности с дыханием, головную боль или даже преждевременную смерть.
Особенно опасной интоксикация озоном может быть при длительных перелётах через Атлантику, часто растягивающихся на 12 часов. (Фото William Nazaroff.)
Увы, полагают исследователи, то, как сегодня пытаются «отделаться» от озона, трудно назвать панацеей. «Наивысшие концентрации озона, встречаемые летательным аппаратом, могут быть связаны с локальными эпизодическими возмущениями в тропопаузе, — поясняет г-н Бангар. — И их нельзя обойти, планируя маршруты полётов лишь при помощи среднегодовых вариаций концентрации озона с высотой, широтой и временем года».
Что же делать? В первую очередь, полагают учёные, не надо драматизировать: самолёты имеют средства, которые позволяют контролировать озон, попадающий в салон из атмосферного воздуха. Правда, «возрастные» устройства могут испытывать снижение эффективности до 60% и ниже, и тогда с февраля по июнь (когда озона в нашем полушарии больше всего) концентрация этого газа в салонном воздухе на трансатлантических рейсах может превышать пресловутую одну десятую части на млн, ибо тропопауза весной находится в своей низшей точке.
Это значит, что для соблюдения нормативов соответствующие приборы надо чаще менять либо снижать высотность полётов по весне. Последнее, правда, далеко не так просто: для многих маршрутов свойственна перегрузка, затрудняющая полное игнорирование значительных высот даже в течение всего нескольких месяцев в году.
Но есть и другие сложности. В США набортные устройства, следящие за содержанием озона, должны быть только в самолётах, выполняющих длительные полёты. При этом, по расчётам группы, даже межрегиональные маршруты по весне могут попадать в зоны с высоким содержанием озона...
Отчёт об исследовании опубликован в журнале Environmental Research Letters (доступен полный текст).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+