Профессор психиатрии Джером Сигел из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе предлагает рассматривать сон как аналог более длительного состояния бездействия, различные формы которого распространены в растительном и животном мире.
По данным журнала Science, определение конкретных функций сна остается одной из 125 наиболее важных открытых научных проблем. Этот вопрос интересовал многих, и разнообразных, зачастую взаимоисключающих, теорий существует немало: предполагается, что сон стимулирует протекание определенных процессов в головном мозге (например, консолидации памяти), позволяет смягчать последствия оксидативного стресса, способствует увеличению продолжительности жизни. «Было принято считать сон процессом довольно опасным для организма, поскольку во сне животное становится уязвимым и не может активно бороться за выживание, — говорит г-н Сигел. — Поэтому ученые приписывали сну такие функции, выполнять которые в активном состоянии невозможно».
Сотрудники возглавляемой Джеромом Сигелом лаборатории провели сравнение множества различных животных по показателю продолжительности сна и выяснили, что сон сам по себе является адаптивным процессом и во многом напоминает периоды бездействия, которые можно наблюдать даже у микроорганизмов и растений. Подобные механизмы сохраняют свою значимость и при отсутствии нервной системы, что противоречит теории о том, что основная функция сна связана с работой мозга. Длительность и «качество» сна животных, поясняют ученые, определяются внешними условиями, которые сложились в данной экосистеме. «Сон находится, так сказать, в середине шкалы, на одном конце которой — периоды бездействия (оцепенения, спячки), а на другом — длительные периоды непрерывной активности, которые, к примеру, можно наблюдать у птиц во время перелета», — говорит Джером Сигел.
Основную ценность сна исследователь видит в замедлении процессов метаболизма: это значительно увеличивает эффективность расходования энергии, сохраняя ее в те периоды, когда проявлять активность не требуется. Мозг человека, как известно, вносит значительный вклад в общее энергопотребление (около 20% при медленном передвижении), и экономия оказывается весьма заметна. Сон также повышал шансы древних людей на выживание, снижая вероятность получения травм и обнаружения хищниками. «В рамках такой дарвинистской трактовки можно объяснить и возрастные изменения структуры сна, характерные для людей, — заключает автор. — В молодости мы спим крепко, поскольку интенсивность метаболизма высока, энергию необходимо экономить, и вокруг нас есть те, кто обеспечивает защиту. С возрастом процессы метаболизма замедляются, и уже нам самим приходится выполнять защитные функции». Об этом сообщает "Компьюлента" со ссылкой на журнал Nature Reviews Neuroscience и Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Источник: www.inauka.ru.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+