» » » Ученые нашли причину массового вымирания пчел на пасеках США и Европы

Ученые нашли причину массового вымирания пчел на пасеках США и Европы

25-08-2009, 11:54 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (4 252)

Так называемый синдром краха колонии пчел, приведший к опустошению примерно трети всех ульев на пасеках США и Европы в 2006-2008 годы, вызывается вирусами, подавляющими синтез белков в тканях организма животных, уверены авторы исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Несмотря на то, что катастрофическое вымирание пчел в колониях продолжается уже не первый год, ученые до сих пор не могли установить точную причину этого явления.

Некоторые были склонны винить в этом пестициды, распыляемые над опыляемыми пчелами полях для борьбы с вредителями, другие подозревали, что пчелы страдают от паразитов, таких, например, как клещи.

Команда ученых из Университета Иллинойса в США попыталась установить точную причину вымирания пчел, анализируя синтез белков в клетках тканей кишечника насекомых. По предположению ученых именно через эти ткани могло произойти отравление химикатами, и именно здесь работа иммунной системы по борьбе с инородными организмами происходит в наибольшей степени.

Для этого ученые использовали данные о полном геноме пчелы, который был расшифрован 2006 году. С его помощью ученые построили так называемые микромассивы данных, отражающие работу каждого из 10 тысяч генов в клетках кишечника пчел.

"Эти исходные данные позволили нам взглянуть сразу на работу всех генов в клетках здоровых и больных пчел и отбросить из рассмотрения ненужные гены в ходе анализа", - сказала ведущий автор публикации Мэй Беренбаум (May Berenbaum), слова которой приводит BBC.

Такой исчерпывающий анализ работы генов в клетках пчел не выявил усиленного синтеза белков, отвечающих за ответную реакцию насекомых к пестицидам, что позволило ученым заключить, что к их таинственному вымиранию химикаты не причастны. Кроме того, ученые не смогли выявить явных признаков того, что вирусы и паразитические организмы как-то влияют на работу генома по синтезу белков.

Единственная улика в организме пораженных болезнью пчел, за которую смогли зацепиться ученые - это множество фрагментов рибосом - органелл клеток, отвечающих за синтез всех без исключения белков в клетках. Ученые предположили, что виной этому особый тип вирусов, атакующих преимущественно рибосомы.

Эти вирусы, называемые пико-РНК вирусами за свой малый размер, "заставляют" рибосомы производить вирусные белки вместо собственных пчелиных. Если пчелы становятся жертвами сразу нескольких подобных вирусов, это может привести к износу рибосом и их разрушению, полагают авторы статьи.

Теперь ученым предстоит выяснить, какие именно вирусы из семейства пико-РНК вирусов приводят к опустошению к опустошению колоний пчел на пасеках США и Европы. Авторы статьи опасаются, что это явление может приобрести глобальный характер.

Источник: РИА «Новости».

1. » #1 написал: VP (25 августа 2009 14:58)

Синдром краха колоний пчел, вызвавший переполох у ученых и ставший причиной разговоров о приближающемся конце света, похоже, разгадан. Исследователи из Университета Иллинойса установили, что в массовом вымирании полосатых медоносов виновен особый вирус, перестраивающий организм насекомых.

Чтобы докопаться до истины, ученым пришлось использовать данные о геноме пчелы, с помощью которого они проинспектировали буквально все гены насекомого. Выяснилось, что пико-РНК вирусы изменяют рибосомы пчел так, что эти органоиды начинают выделять белки нужные вирусам, а не пчелам. Впрочем, вопросы еще остались. Теперь американским исследователям предстоит установить, какие конкретно вирусы поражают пчел. Без разрешения остается и главная задача - как прекратить распространение столь пугающего мир синдрома краха колоний полосатых медоносов.

Все началось с того, что ученые заметили стремительное сокращение популяции пчел в Европе и Америке. Предполагается, что если такие темпы сохранятся, то уже к 2035 г. эти насекомые попросту исчезнут с лица Земли.

Как тут не вспомнить слова Ванги, которая предсказала, что "сначала исчезнут пчелы", и это будет первым сигналом к тому, что через несколько лет начнутся разрушительные катаклизмы. Того же мнения придерживался и Альберт Эйнштейн.

По его мнению, если пропадут пчелы, через четыре года перестанут существовать и люди.

Есть и научное обоснования подобных устрашающих прогнозов. Отсутствие пчел делает невозможным выращивание большого количества злаков, овощей, фруктов, орехов и т.п. и ставит под сомнение продовольственное обеспечение человечества как таковое. Ведь примерно треть продуктов питания человека получается из растений, которые растут только благодаря опылению насекомыми, среди которых пчелы играют решающую роль.